%29 %248 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Замок на песке-2 Все статьи Версия для печати На главную
19.12.2005 10:38

В предыдущей части нашего исследования мы рассказывали о кровавой истории становления «Индустриального союза Донбасса», как представителя газотрейдерской «империи» Павла Лазаренко в контролируемом молодым Ринатом Ахметовым Донецке. Когда зарабатывать на газе стало проблематично, Ахметов выкинул ее за борт своих интересов. Однако Тарута с Гайдуком выпросили у него кое-какие активы и начали зарабатывать, разоряя региональных гигантов. Не обошлось без конфликтов с директорами, трупов и «прихватизации» промышленного потенциала родины.

Дорога на Днепроперовск

Смысл деятельности ИСД с самого начала его существования заключался в том, чтобы поставками энергоносителей (в первую очередь газа) загнать предприятия в долговую кабалу. Оказав неоценимую помощь Ахметову (еще в ту пору, когда он патронировал ИСД) в подчинении «Азовстали» ребята переключились на другие объекты. В частности – на «Алчевский металлургический комбинат» (АМК) и Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского (ДМКД). Хотя между ними лежит «пропасть» в 8 лет, за которые газотрейдер сумел очиститься от неприглядного прошлого и принять облик респектабельной региональной ФПГ, методика захвата предприятий идентична – долги.

По странному стечению обстоятельств, на обоих заводах директорствовал Олег Дубина. Своим назначением на Алчевск он был обязан… смерти предыдущего директора. И снова есть вопросы к ИСД. Дело в том, что «Индустриальный союз» плотно присел (напрямую или через подставные структуры) на сбыт продукции АМК. Но генеральный директор АМК и председатель правления СП Николай Скороход пытался создать СП с итальянцами, чтобы сбывать продукцию на экспорт в обход посредников. В 1995 году он был расстрелян по дороге на работу. Очень быстро Алчевский комбинат оказался в долговой зависимости у ИСД, Дубина немного поездил с автоматчиками на работу и уехал в Днепропетровск.

Позднее была придумана легенда, будто Дубина с отрядом автоматчиков отбивался от охранников Гайдука, который с кулаками прорывался требовать у него доляшку. На самом деле они прекрасно поладили, с тем условие, что «доить корову» будет не только донецкий посредник, но и днепропетровский. Очень быстро выяснилось, что дальний родственник Леонида Кучмы Олег Дубина отстаивал интересы будущего (на тот момент) зятя президента Виктора Пинчука. И теперь заводом в складчину владеют НПИГ «Интерпайп» и «Индустриальный союз Донбасса» (по 32,5% акций).

 По стечению обстоятельств на момент, когда “ИСД” приступил к установлению контроля над ДМКД, директором Дзержинки работал все тот же Олег Дубина. Правда, большую часть времени он проводил не в кабинете, а на волейбольном корте. Но это к делу не относится. Так же как и в Алчевске, создав видимость оскорбленной добропорядочности, Олег Владимирович не вел прямых переговоров с «оккупантами». Однако выполнял все их пожелания. Основным пожеланием был контроль над кредиторской задолженностью предприятия. И Дубина (по слухам) сказал не такому уж и мощному тогда «Укрсиббанку» (более 2 лет управлявшему заводом), что если хотите тут и дальше кормиться, будьте добры – продайте задолженность ИСД. С каким дисконтом – можно только догадываться. На тот момент задолженность ДМКД составляла почти 1,5 млрд. грн.

Комбинат должен был 4 кредиторам более чем по 100 млн. грн. каждому, а остальным 40 – по 5 млн.грн. и больше. Среди наиболее крупных кредиторов (у которых ИСД скупал обязательства завода) фигурировали НАК «Нафтогаз України», НАЭК «Энергоатом», Центральный ГОК, концерн «Энерго», АРС и другие. Вместе с тем, полуторамиллиардная кредиторка не была критична для Дзержинки, поскольку ее годовой оборот составлял 2,2 млрд. грн. Тему задолженности ИСД специально раздувал в СМИ, чтобы купить акции предприятия подешевле. Интересы остальных кредиторов при этом не трогали донецких мальчиков вообще. Тем более, что вице-премьером по ТЭК в правительстве уже работал Виталий Гайдук, а советником президента (затем – первым зампредом Секретаря СНБО) Олег Дубина.

Пир для одного

Общими усилиями они переиграли схему приватизации. Изначально Кабинет министров предполагал закрепить контрольный пакет в госсобственности, а оставшиеся 48,8% пустить на продажу (тогда казне принадлежало 98,8% акций комбината). Это обеспечивало бы контроль над ситуацией на предприятии и гарантию выполнения новым инвестором своих обязательств. Однако Гайдук в обход Виктора Януковича (с премьером они категорически не дружили) нагнули ФГИ в лице патологически услужливого Михаила Чечетова и заставили продавать пакет целиком.

Возникла слегка неприличная ситуация. У предприятия большая задолженность. Есть три крупнейших кредитора: ИСД, скупивший чужие долги, «Укрсиббанк», управлявший заводом как опытный ростовщик, и «Приватбанк», тоже ссудивший Дзержинке большие сумы. Поэтому было бы логичным разыграть «джек-пот» между структурами, имеющими свои серьезные финансовые интересы: сверить их предложения, выбрать самые предпочтительные для завода и бюджета и стукнуть молотком «Продано».

Однако на деле вышло так, что (образно говоря) только один из трех кредиторов «откушал» лакомый кусок. Остальные вынуждены были, облизываясь, следить за его трапезой. Другими словами, Гайдук метнулся по «уважаемым людям» с тугим портфельчиком, и к прилавку допустили только одного покупателя – его.

Обнаглевший от счастья безнаказанности топ-менеджер ИСД Сергей Тарута даже позволил себе заявить в интервью “Зеркалу недели”, что если “ ИСД ” не получит в собственность ДМКД, он его просто обанкротит. Говоря это, Тарута уже знал, что Гайдук скинул на партийные счета Виктора Медведчука несколько десятков миллионов долларов.

Здесь имеет смысл напомнить, как проходил конкурс по продаже 98,81% акций комбината имени Дзержинского. Осенью 2003 года когда были объявлены его условия свои заявки на конкурс направили два участника — корпорация “Индустриальный союз Донбасса” и компания “Приват Интертрейдинг”. Однако последнюю в итоге не допустили к участию в конкурсе, так как она-де не удовлетворяла его дополнительным условиям (требовали, чтобы потенциальный покупатель подал документы, которые свидетельствуют, что он отвечает определению промышленного инвестора и использует для приватизации “чистые” деньги).

Момент забавный в любом случае, так как законодательство о борьбе с отмыванием денег не предусматривает такую штуку, как выдача справки о чистоте капитала. Действительно, кто это может сделать: ЖЭК, Минфин, Комиссия по ценным бумагам? Даже по жесткому антиотмывочному законодательству в этом случае действует презумпция невиновности. Если та или иная компания не фигурирует в судебных и досудебных делах, связанных с легализацией преступных капиталов, то к ее деньгам не может быть вопросов в принципе.

Янукович, который не хотел укрепления Гайдука, «настучал» на него Кучме, и в начале 2004 года Леонида Даниловича заинтересовал тот факт, что конкурс в общем-то по весьма привлекательному объекту смог собрать всего двух участников и даже в этой ситуации одного из них сумели послать. 8 января 2004 года президент подписал распоряжение создать специальную комиссию и изучить обстоятельства подготовки и проведения конкурса по Дзержинке. В частности, им поручалось проверить объективность и обоснованность допусловий, выдвинутых к участникам конкурса, в результате чего к участию в нем был допущен только ИСД.

И вот тут начинается самое занимательное. 6 февраля глава президентской Администрации Виктор Медведчук отменяет вышеупомянутое распоряжение президента. Как правильно написала одна из газет «налицо игнорирование принципа субординации как с точки зрения системы власти, так и права». Нет сомнений, что при всей «близости к телу» Медведчук не смог бы так явно отработать деньги Гайдука. Скорее всего, в первый кабинет страны вовремя вошел Дубина и попросил двоюродного дядю (или кем он там приходился Кучме?) не беспокоиться о судьбе Дзержинки. Дескать, он , как бывший директор, заверяет, что все идет по плану.

Тем временем Чечетову позвонил один из замов Медведчука, ткнул носом в отмену распоряжения президента и велел шустренько стартовать конкурс. Учитывая, что участие в нем (по версии ФГИ) принимала только одна компания, Фонд торопливо провел независимую оценку пакета акций Дзержинки. В итоге комбинат был оценен в 711,5 млн. грн. при номинальной стоимости, выставленного на конкурс пакета акций 587,1 млн. грн. Кроме того, согласно условиям конкурса, ИСД обязан был инвестировать в комбинат 76,5 млн. грн (смешные деньги - примерно столько же обошлись услуги Медведчука и Дубины). В итоге «Индустриальному союзу Донбасса» комбинат с годовым доходов в 3 млрд грн. обошелся в $150 млн.

Судьба Дзержинки

Никто не сомневается, что реприватизировать Днепровский меткомбинат по меньшей мере справедливо. Но в списке на первоочередную национализацию он почему-то не стоит. Ответ на вопрос «почему?» дает отсутствие Гайдука и его людей в списке «Партии регионов». ИСД оказался региональным предателем, подкидывая финансовые дровишки в костер оранжевой революции. Впрочем, как недавно выяснили СБУшники, значительные суммы ИСДсовцы подкидывали в копилку «антинародного режима», делая ставку не столько на Януковича, сколько на сохранение влияния Медведчука. Поэтому Виктор Ющенко, в бытность секретарем СНБО Петра Порошенко сказал, что за комбинат не доплатили не 300 млн. гривен, а 300 млн. долларов.

И тут тоже имеется определенная интрига. Тему приватизации ДМК по заниженной стоимости первым поднял Виктор Пинчук. При этом он преследовал две цели: обосновать тезис о том, что за “Криворожсталь” якобы заплачено больше нежели за любой отечественный металлургический комбинат, и желая перевести стрелки с «Криворожки» и НЗФ на собственность своих компаньонов по Алчевску.

Вместе с тем, контроль над Дзержинкой позволяет ИСД (ставшей теперь «Индустриальной группой») функционировать по максимально выгодной схеме уголь – кокс – металл. Поэтому за завод корпорация будет держаться мертвой хваткой, тратя на взятки и адвокатов, деньги, полученные у врагов «Метал стил» за игру в блеф на торгах по «Криворожстали», когда представители ИСД специально «задрали» ценовую планку. Но это уже другая история…

Юрий Залевский

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт