%29 %667 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Смена бренда Все статьи Версия для печати На главную
11.05.2006 12:22

Отшумели прекрасные майские праздники и «с места в карьер» обрушились на еще не восстановившиеся после обильных возлияний умы соотечественников новости относительно смены собственников отечественных банковских учреждений. Даже сложилось весьма обоснованное впечатление, что ряд небедных наших соотечественников вместо опускания своих бренных тел в океанские воды где-нибудь на Мальдивских островах или катания на яхтах в теплых водах возле Сардинии все праздники и выходные решали жизненно важные вопросы относительно дальнейшей судьбы их детищ.
 
Сначала выяснилось, что ужасно разбогатевшие в прошлом году господа Ф.Шпиг и А.Деркач крайне неожиданно для подавляющего числа экспертов, аналитиков и просто интересующихся граждан решили продать созданный ими в начале февраля текущего года банк «Престиж». Это финансовое учреждение создавалось с благой целью обслуживания VIP-клиентов. Его собственный капитал составляет без малого 300 млн. грн. По этому показателю «Престиж» занимает 20 место в рейтинге АУБ. И вот, как говорится «на самом интересном месте» на сцену All with (весь в белом – для тех, кто не знает португальского) вышел австрийский Erste Bank. Вышел для того, чтобы осчастливить Шпига и Деркача денежками. В прошлом году они с невероятным успехом продали принадлежащий им банк «Аваль» конкуренту их нынешнего контрагента по сделке – австрийской банковской группе Rаiffeisen.
 
Кстати, сверхудачная продажа «Аваля» может сыграть злую шутку с руководством Banca Intesa, который вроде бы пока еще не отказался от намерения купить «Укрсоцбанк» за абсолютно немереную сумму. Ведь нельзя исключать того, что «Райффайзен» при покупке «Аваля» руководствовался соображениями, аналогичными мыслям Л.Миттала при приобретении «Криворожстали» - вопрос денег стоял в лучшем на втором месте, главное было войти на рынок. Да и в случае с «Авалем» нельзя забывать о том, что банк владел корпоративными правами в отношении большого количества высокоприбыльных предприятий в молочной и хлебных отраслях. О чем-нибудь подобном в отношении «Укрсоцбанка» неизвестно. Но об этом  банке – ниже.
 
Есть некоторые основания предполагать, что сделка по продаже «Престижа» была разработана еще в прошлом году, во время переговоров по продаже «Аваля». Не исключено, что австрийцы поручили создание банка опытным господам (коими, вне всяких сомнений являются Ф.Шпиг и А.Деркач) и сэкономили на этом время. Поэтому оплата за «Престиж» будет выглядеть как сумма капитала этого молодого банковского учреждения плюс определенная премия за выполненную работу и составит сумму немногим большую  60 млн. долл.
 
Однако, с не меньшей степенью вероятности можно предложить к  рассмотрению и другую версию продажи банка «Престиж» - хитрый хохол Федор Шпиг нутром почувствовал, что пик цены на украинские банки прошел. И надо срочно избавляться от этого актива. Потому как дальше он будет лишь дешеветь.  Понятно, что большинство экспертов у нас привыкли утверждать, что украинские банки страшно недооценены и  дорожать будут со скоростью, превышающей скорость света. Правда, об умении этих экспертов попадать пальцем в небо будет сказано чуть ниже.
 
Дальше – больше. Или – «и снова на арене» Rаiffeisen. Дело в том, что вчера же  акционер "Райффайзенбанк Украина" и председатель правления Raiffeisen Int. Г.Степич заявил, что решение вопроса о продаже украинского финансового учреждения откладывается до конца текущего месяца. И это при том, что вся печатная и электронная пресса еще две недели назад пестрела уверенными заявлениями экспертов и игроков рынка, которые авторитетно утверждали, что 8 мая будет официально объявлено о том, что «Райффайзенбанк-Украина» будет официально презентован уже в качестве дочерней структуры венгерского ОТР-bank. Но почему-то не сложилось. Оказывается, «не все йогурты одинаково полезны». В том смысле, что дающие прогнозы с важным видом отечественные финансовые эксперты тоже могут ошибаться.
 
Конечно же специалисты банковского рынка, напрочь зараженные «бычьими» настроениями (для тех из них, кто обиделся на приведенный термин, поясню, что речь идет исключительно о терминологии, принятой в биржевом деле и характеризующей ожиданий повышения цен различного рода торгующихся активов), тут же придумали себе оправдание. По их авторитетному мнению, затягивая тендер по продаже «Райффайзенбанк-Украина», Raiffeisen Int. желает привлечь в него побольше участников и поднять цену финансового учреждения. Правда, в эту стройную теорию абсолютно не вписывается информация о том, что российский «Альфа-Банк» официально заявил об отказе от участия в конкурсе по покупке «Райффайзенбанка-Украина». С точки зрения классической экономической теории получается удивительная вещь – количество покупателей уменьшается, но продавец рассчитывает на увеличение цены.
 
А ведь как минимум с точно такой же вероятностью можно выдвинуть предположение о том, что на самом деле причина отсрочки решения вопроса о продаже «Райффайзенбанк-Украина» связана с тем, что потенциальный покупатель пересмотрел свое предложение о цене банка в сторону уменьшения.  Тенденции в экономике Украины и ее финансовом секторе складываются самым серьезным образом.
 
Еще лет пять назад практически невозможно было представить, что украинские банки станут интересными объектами инвестиций для своих иностранных собратьев. Сейчас же происходят на первый взгляд неожиданные вещи. Группа «Райффайзен» за огромные деньги приобретает банк «Аваль», «Сосьете Женераль» покупает контрольный пакет акций «УкрСибБанка», шведский SEB приобретает банк «Ажио», итальянская группа «Интеса» покупает «Укрсоцбанк», легендарный французский «Креди Агриколь» приобретает «Индекс-банк». Сменил собственника и банк «Мрия», его купил второй по величине российский банк с практически не ограниченными возможностями – «Внешторгбанк РФ». Иностранные финансовые учреждения проявляют интерес к ВАБанку, приобретая пакет его акций. И это неполный перечень.
 
Едва ли не самым интересным моментом в вопросах покупки отечественных банков зарубежными является вопрос цены. В действительности существует целая масса теорий, которые с той или иной степенью права на жизнь могут быть применены при оценке покупаемого банка. Например, это метод дисконтирования потока денежных средств, метод экономической добавленной стоимости, метод капитализации дохода. Они относятся к методам, предполагающим расчет текущей стоимости доходов коммерческого банка. Данные методы объединяются в доходный подход к оценке рыночной стоимости. Общим в их применении является определение рыночной стоимости собственного капитала банка путем дисконтирования или капитализации одного из видов доходов по ставке, отражающей среднерыночную доходность альтернативных финансовых инструментов. При этом метод дисконтирования и метод экономической добавленной стоимости требуют составления прогноза доходов банка. В целом доходный подход всегда является преобладающим при оценке банковского бизнеса. Правда, имеются некоторые особенности применения данного подхода в отношении отечественных банков, которые связаны со спецификой украинского банковского бизнеса. Во-первых, в наших условиях крайне сложно определить объективную ставку дисконтирования. А во-вторых, показывать реальные доходы – моветон для большинства операторов рынка банковских услуг.
 
Не менее распространенным для рыночной оценки банков является так называемый  затратный подход. Сущность его заключается в поэлементной оценке активов и обязательств банка. Сначала определяется рыночная стоимость каждого актива. Переоценка активов производится по причине того, что их рыночная стоимость будет отличаться от балансовой по причине инфляции, изменения конъюнктуры рынка, ликвидности финансовых инструментов и других факторов. Затем определяется рыночная стоимость обязательств. Рыночная стоимость собственного капитала банка будет составлять разницу между переоцененными активами и обязательствами. Применение данного метода по отношению к украинским банкам в чистом виде также затруднительно. Во-первых, стоимость далеко не каждого актива в нашей стране можно определить рыночным методом. То же самое можно сказать и насчет обязательств. Во-вторых, далеко не все финансовые инструменты обладают хотя бы минимальной ликвидностью. В-третьих, отнюдь не всегда официальный уровень инфляции в нашей стране отражает реальное значение этого макроэкономического показателя.
 
Третий подход, который используется при оценке стоимости банка - сравнительный подход. Суть данного подхода заключается в том, что курс акций банка отражает рыночную привлекательность этого банка как объекта приобретения и инвестирования. Показатель рыночной привлекательности обычно рассчитывается по открытым акционерным обществам, акции которых котируются на фондовых биржах. Для того чтобы определить показатель рыночной привлекательности банка, выпустившего только обыкновенные акции, необходимо разделить прибыль после налогообложения за истекший год на число акций, находящихся в обращении на конец этого года. Полученный показатель является доходом на одну акцию. Затем рыночная продажная цена акций на любую произвольно выбранную дату соотносится с полученным результатом - доходом в расчете на одну акцию, в результате чего определяется показатель рыночной привлекательности. К сожалению, для украинской банковской системы данный подход в настоящее время практически невозможно использовать, ибо акции отечественных коммерческих банков на фондовых биржах не котируются.
 
Да, вернемся к «Укрсоцбанку». Вы обратили внимание на резкое снижение потока информации, идущей от этого финучреждения в окружающий медиа-эфир, темой которой является еще не дезавуированная сделка с  Banca Intesa, который вроде бы желает купить банк В.Пинчука за сумму, то ли в 5, то ли в 7 раз превышающую размер капитала «Укрсоцбанка»? Что-то здесь подозрительно, не находите?
 
Кстати, пятикратную цену при покупке банка в Восточной Европе платил лишь австрийский банк Die Erst  за румынский банк BCR. Но, BCR владеет долей в 25% рынка. А в Украине ни один банк не владеет даже 12% рынка. Неужели кто-то опроверг принцип соответствия цены и качества? А может быть Banca Intesa все-таки не рискнул стать первопроходцем в этом сомнительном деле?
 
Станислав Королюк

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт