%29 %506 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

По объективным причинам… Все статьи Версия для печати На главную
30.05.2007 11:22

В чехарде праздников и политических баталий мало кто обратил внимание на тот факт, что в этом месяце министр топлива и энергетики Ю.Бойко провел переговоры в Узбекистане, по результатам которых было выделено три главных направления сотрудничества в сфере энергетики. Первое направление - это участие украинских компаний в добыче нефти и газа на территории Узбекистана на условиях концессии. Второе направление сотрудничества касается привлечения украинских специалистов к увеличению дебета нефтяных скважин на исчерпывающихся месторождениях в Узбекистане. Третье направление - участие Украины в узбекских проектах в сфере гидроэнергетики (отметим, что сей час Узбекистан 12% электроэнергии добывает с участием гидроэлектростанций). По результатам переговоров создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра В.Чупруна, которая до конца мая должна была отработать все эти направления и подготовить документы для подписания. Май заканчивается завтра. Пока ничего прорывного в этом направлении не слышно и не видно. Впрочем, будем формалистами есть еще два рабочих дня. Хотя, подобной неисполнительности можно и объяснение сыскать. Такое себе весьма практичное.
 
Насколько известно, в дальнейшем Украина и Узбекистан намерены дополнительно обсудить условия совместной разработки азиатских месторождений нефти и газа. Но, даже при успешном проведении переговоров на пути реализации этих планов может стать Россия, которая вряд ли согласится предоставить транзитные услуги для поставок узбекских нефти и газа в Украину. Не стоит сомневаться, что на ближайших переговорах (не зависимо от того, когда они состоятся) узбеки подтвердят свою готовность относительно ведения совместной газовой и нефтяной добычи, припоминая, что азиаты и сами неоднократно выступали с подобными инициативами. Впервые они заговорили об этом еще в 1994 году, предложив тогдашнему президенту Л.Кучме создать совместные предприятия для освоения их месторождений. Однако Л.Кучма, всегда чутко прислушивавшийся к мнению Кремля, спустил эти планы «на тормозах».
 
В 2000 году  президент Узбекистана И.Каримов подал Украине второй сигнал к объединению усилий по добыче энергоносителей, сделав предложение, от которого сложно было отказаться. Ташкент готов был предоставить Украине в концессию территории, на которых возможна добыча нефти и газа. По условиям договора наша страна могла бы получать половину добытого сырья с возможностью его льготной транспортировки. Тогда на это предложение откликнулась «Укрнафта», но в ходе переговоров выяснилось, что ее взнос в реализацию проекта должен составить несколько сотен миллионов долларов, к чему украинские нефтяники объективно оказались не готовы.
 
Есть основания предполагать, что условия украинско-узбекского энергетического сотрудничества, которые планируется обсудить в ближайшее время, будут идентичны выдвинутым Ташкентом в 2000 году. Очевидно, что от Украины и сейчас потребуется вложить в разработку существенные средства, но эти инвестиции могут достаточно быстро окупиться. Сейчас Украина закупает тысячу кубометров за 130 долларов, а себестоимость добычи газа примерно одинакова что в Украине, что в России, что в Узбекистане и находится в пределах 30 долларов за тысячу кубометров. С учетом затрат на транспортировку и прочих расходов на границе Россия–Украина наша страна может получить «голубое топливо» по цене в 60–70 долларов за тысячу кубометров. При этом следует учитывать, что чем больше будет удельный вес дешевого узбекского газа в общей структуре поставок газа в Украину, тем ниже будет средняя цена на газ для нашей страны.
 
Впрочем, строя столь грандиозные планы, нельзя не учитывать российский фактор. Москва всегда очень чутко реагировала на проводимые между Киевом и Ташкентом энергетические переговоры и делала ответный ход. В 2002 году НАК «Нафтогаз Украины» начала активно обсуждать с национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» возможность разведки Устюртского региона с последующей разработкой выявленных месторождений и поставкой добытых углеводородов в Украину. Однако уже через несколько месяцев после начала переговоров «Газпром» подписал с «Узбекнефтегазом» соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, которое предусматривало участие российского газового монополиста в проектах добычи природного газа на территории Узбекистана на условиях соглашения о разделе продукции. Пилотным стал проект по доразработке газоконденсатного месторождения Шахпахты в Устюртском регионе с ежегодным объемом добычи порядка 0,5 млрд. куб. м. Теперь компании планируют подписать соглашение по разработке других, более мощных газоконденсатных месторождений данного региона (на уровне 0,8–1 млрд. куб. м газа в год). Очевидно, что нынешнее общение Киева и Ташкента подтолкнет Кремль к быстрейшей реализации этих планов.
 
Техническая возможность поставлять дополнительные объемы азиатского газа на территорию Украины существует, но об этих поставках нужно вести переговоры с «Газпромом», для которого они априори неинтересны. Кроме того, не следует забывать, что в 2005 году «Газпром» выкупил мощности газотранспортной системы Узбекистана на четыре года. По соглашению россияне законтрактовали до 2010 года все мощности ГТС республики, остающиеся свободными после загрузки системы экспортными объемами узбекского газа и газа, необходимого на технологические нужды. Так что в любом случае мы зависимы от «Газпрома», который наверняка скажет, что свободного объема в «трубе»  для перекачки нет.
 
Получается, что причины «майского молчания» относительно совместных украино-узбекских проектов в области добычи углеводородного сырья лежат на поверхности – речь идет о реальности российского противодействия в вопросах транзита сырья. Тем не менее, за почти 16 лет существования Украины, как независимого государства, разговоров о совместной добычи нефти или газа было предостаточно. Немало было и подписанных соответствующих документов. Вот только до дела не доходило. Почему? Мы попробуем детально разобраться в этой теме на следующей неделе.
 
  Федор Петренко

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт