%28 %603 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Пронесет в очередной раз? Все статьи Версия для печати На главную
27.08.2007 13:00

Так называемый, «ипотечный кризис» уже на позапрошлой неделе окончательно вышел за рамки США. Проблемы на рынке субстандартного кредитования в Америке негативно отразились и на финансовых рынках Европы. Главным сигналом стало то, что крупнейший французский банк BNP Paribas заявил о приостановке выплат  - из-за невозможности расчета чистой номинальной стоимости - по паям трех своих инвестиционных фондов, вкладывавших средства на рынке субстандартной ипотеки США. «Ликвидность полностью испарилась в некоторых сегментах рынка секьюритизированных ценных бумаг США, что делает невозможной справедливую оценку стоимости некоторых активов, вне зависимости от их качества или кредитного рейтинга», - говорится в заявлении BNP Paribas. Отметим, что BNP Paribas был не одинок в подобных действиях.
 
В свою очередь, массовый вывод средств западных инвесторов из фондов, инвестировавших средства на кредитном рынке США вызвал обвал на мировых фондовых площадках. Это на позапрошлой и прошлой неделях вызвало проблемы на денежном рынке еврозоны, что спровоцировало сильный рост ставок однодневных кредитов на долговом рынке в странах Западной Европы. В конце прошедшей недели на западных финансовых рынках был налицо кризис ликвидности и доверия в сегменте межбанковского кредитования. Для улучшения ситуации с банковской ликвидностью ЕЦБ совершил крупнейшее в истории вливание кредитов в рамках однодневного тендера с фиксированной процентной ставкой 4% годовых. Дабы сгладить эффект «схлопывания»  ликвидности примеру ЕЦБ последовали Федеральная Резервная Система США, а также Банк Канады, Банк Японии и Резервный Банк Австралии. Суммарные объемы кредитных «вливаний» ведущих банков мира приближаются к 300 млрд. долларов. 
 
Попробую изложить краткую историю развития событий на рынке ипотеки в США. Раздувание ипотечного рынка в США прошло в условиях изначально низких процентных ставок -  когда в первой половине 2003 года экономика США залечивала последние раны от обвала фондового рынка в 2000 году, процентная ставка ФРС составляла 1% годовых. В стране оказалось много свободных денег и банки готовы были предоставлять их на минимальных требованиях всем желающим. Желающих было хоть отбавляй - под такие-то ставки! Многие стали обзаводиться домами, квартирами, получить кредит было не сложно. Критерии предоставления кредита снижались, его могли получить даже люди с низким уровнем дохода. В результате, в США доля сектора кредитования «subprime» (для заемщиков с низким уровнем дохода) составила 10% всего американского ипотечного рынка. Однако когда ставка начала повышаться у многих таких заемщиков начались проблемы, поскольку они этого не планировали. Начались отсрочки выплат по процентам и основному долгу, чего надеялись избежать уже кредиторы.
 
Собственно кризисная фаза в ипотечном кредитовании США начался еще в 2006 году. Главной его причиной стал ускорившийся рост невозвратов жилищных кредитов неблагонадежными заемщиками. Кризис стал заметен и начал приобретать международные масштабы весной 2007 года, когда New Century Financial Corporation, крупнейшая ипотечная компания США, занимающаяся кредитованием ненадежных заемщиков, ушла с Нью-Йоркской фондовой биржи. В течение следующих нескольких месяцев понесли убытки или оказались банкротами десятки подобных компаний. Летом кризис затронул инвестиционные фонды крупнейших финансовых компаний, вложившие средства в ипотечные облигации: Bear Stearns, Goldman Sachs, BNP Paribas. На международных рынках стал намечаться кризис ликвидности. Для борьбы с ним Центробанку Европы пришлось потратить на ссуды более 150 миллиардов евро, а Федеральной резервной системе США - около 50.
 
Итак, ипотечный кризис в США возник из-за того, что большинство заемщиков не справилось с выплатой кредита. Почему это произошло? И грозит ли это украинской ипотечной системе, которая создана по схожей с американской модели? Говоря о циклических причинах американского ипотечного кризиса, напомним, что Федеральная резервная система США на протяжении 2004-2006 годов неоднократно повышала свою учетную ставку, от которой напрямую зависят проценты по вкладам и кредитам. Из-за этого, к концу прошлого - началу этого года ставки по ипотеке и процентные ставки на рынке по долговым облигациям очень сильно выросли. Это означало, что подорожали ипотечные кредиты и, соответственно, число людей, которые могли их себе позволить, снизилось, и упал спрос на жилье. Падение спроса на жилье, в свою очередь, привело к снижению цен на жилье по всему рынку недвижимости США, которое, кстати, продолжается и до сих пор. Ситуация напоминает складывающийся карточный домик: спрос падает, растет число непроданных домов, цены падают, люди видят, что цены падают, и не хотят покупать дома сейчас, откладывают на потом,   спрос еще больше падает. Эх, нам бы так!
 
В свою очередь, падение цен на недвижимость сказывается не только непосредственно на самом рынке недвижимости, но и затрагивает более широкие аспекты американской экономики. В частности, в США распространено такое понятие, как home credit.   То есть человек имеет дом, купленный в кредит, например, за 100 тысяч долларов. А цены на дома выросли, и, к примеру, дом стоит уже 150 тысяч долларов. Человек берет новый кредит на 150 тысяч, закрывает старый кредит, и на разницу в 50 тысяч он имеет средства на какие-то дополнительные расходы.
 
Именно поэтому рост цен на недвижимость очень сильно увеличил потребительские расходы в США и стимулировал экономику. Соответственно, снижение цен на недвижимость ведет к обратному эффекту – люди взяли кредиты по сотне тысяч долларов под дома, которые сейчас стоят гораздо дешевле. Поэтому сейчас эти люди несут убытки и расплачиваться по этим кредитам им гораздо тяжелее, чем раньше.
 
Получается, что серьезное падение цен на недвижимость бьет по структуре доходов и расходов американских потребителей, которые непосредственно покупают и продают дома. Но это циклическая составляющая, и тут ничего необычного нет. Вторая составляющая кризиса более тревожна. Последние года три рынок ипотечных кредитов США очень сильно развился. Если раньше преимущественно заемщикам предлагались стандартные ссуды на 20-30 лет, с фиксированной ставкой и с достаточно жесткими требованиями к заемщикам, то в последние годы (начиная где-то с 2001по 2003 годы) ставки на рынке были очень низкие – в связи с низкой учетной ставкой Федеральной резервной системы США.
 
И чтобы как-то компенсировать снижение ставок на рынке и увеличить свою доходность, американские кредитные организации вынуждены были: во-первых, снижать требования к наемщикам, то есть наращивать кредитный портфель за счет более высокой рискованности заемщиков, которые берут кредит по более высоким ставкам, а во-вторых, делать условия ипотечных кредитов гораздо более изощренными. Американские ипотечные компании разработали множество всяких разновидностей ссуд с плавающей процентной ставкой   либо привязанной к какому-то индикатору, либо на 2-3 года назначалась фиксированная ставка, которая потом переходила в плавающую. Потом появились такие кредиты, как «Джамбо» и «Альтей». «Джамбо» – это очень большие кредиты, «Альтей» – это ссуды хорошего кредитного качества, но с нестандартными условиями. Кроме того, появились кредиты, выданные низкокачественным заемщикам – их называют Subprime. Собственно говоря, с них и началась лавина неплатежей.
 
Все эти продукты были нацелены на одно – на «вручение» ипотечного кредита тем заемщикам, которые при другом раскладе такой кредит не получили бы. Соответственно, качество этих кредитов ниже, чем в среднем по рынку. Таких кредитов в 2002 – 2004 годах собралось много. И с ухудшением конъюнктуры наличие большого числа низкокачественных заемщиков привело к более жесткому ухудшению ситуации, чем бывало ранее. Подчеркнем, что виной тому стали более «продвинутые» продукты и менее качественные заемщики. На практике дело выглядело так: 3-4 года назад было выдано много гибридных ссуд на условиях фиксированной ставки в первые два года и плавающей – в дальнейшем. Тогда ставки были в районе 4%. Массовый пересчет ставки по этим кредитам начался с этого лета. Ставки выросли в среднем в 1,5-2 раза. В итоге получилось, что по значительному числу ипотечных кредитов сумма среднемесячных платежей вырастает приблизительно в 1,5 раза. А пик по перерасчету приходится на октябрь этого года - только за октябрь произойдет скачок ежемесячных платежей по кредитам на сумму 50 миллиардов долларов. То есть сейчас США даже не на пике кризиса, а всего лишь на пути к нему.
 
И опять в дело вступает «эффект лавины»: естественно, такой перерасчет платежей по ипотеке при общей достаточно неуверенной конъюнктуре с точки зрения потребительских расходов и при замедлении экономического роста приводит к тому, что происходит все больше дефолтов по ипотечным кредитам.
 
Но, все же есть повод для оптимизма - доля низкокачественных ипотечных кредитов в общем объеме выданных ипотечных кредитов и в общем объеме выпущенных ипотечных бумаг, сравнительно невелика. Кредиты типа Subprime (высокорискованные ипотечные кредиты с гибкими условиями) составляют не более 10% от всех выданных ипотечных кредитов.
 
К тому же довольно правильно повел себя ФРС – Федеральная резервная система США 17 августа на внеочередном заседании снизила с 6,25 до 5,75 процента учетную ставку по межбанковским кредитам. Это первое внеочередное понижение межбанковских ставок с 2001 года. Федрезерв готов и в дальнейшем действовать по необходимости в плане понижения ставок. В то же время ведомство, определяющее монетарную политику США, оставило учетную ставку по федеральным фондам на прежнем уровне в 5,25 процента. Хотя, многие уверены, что на ближайшем очередном заседании ФРС (в сентябре) ключевая для мировой финансовой системы ставка будет снижена.
 
Напоследок несколько слов по поводу страхов за украинский ипотечный рынок. Уже вполне понятно, что ипотечный кризис в США - это не локальная проблема, а глобальная - она подорвала уверенность инвесторов и «высушила» ликвидность финансовых корпораций. Страхи распространяются на все рынки, а падение индексов заставляет сомневаться в затянувшейся коррекции, предполагая кризис. В этих условиях все больше украинцев стали опасаться того, что мировая «ипотечная инфекция» может распространиться и на отечественный ипотечный рынок. Спешу успокоить, полагаю, что проблемы, подобные американским, украинскому рынку не страшны. Наш ипотечный рынок имеет отличную от США специфику и проблемы. Во-первых, позволить себе квартиру в кредит по существующим ценам могут лишь 5-7% населения Украины, а доходы одной четверти соотечественников вообще ниже прожиточного минимума, поэтому о массовости в этом сегменте речи пока не идет. В Украине фиксированные процентные ставки и, к тому же, относительно высокие, поэтому набрать кредитов «по дешевке», как это случилось в США, не получится. Там ставки плавающие, за последние 4 года учетная ставка ФРС поднимались с 1% до 5,25% годовых, что увеличивало ставки и на кредиты. В Украине ситуация обратная, ставка рефинансирования у нас снизилась. Также за этот же период примерно с 25% годовых до 16-18% годовых (в гривне) снизилась плата по ипотечным займам. Да и размеры рынков США и Украины несопоставимы. В Украине ипотечный рынок составляет менее 1% от ВВП, в то время как в развивающихся странах это соотношение составляет 6-8%, а развитых – до 50% их ВВП. Развитие нашего рынка ипотечного кредитования пока находится в процессе зарождения, несмотря на высокие цены на недвижимость.
 
С другой стороны, в последнее время и нашим банкам присуще ослабление условий и критериев отбора заемщиков в процессе конкурентной борьбы. На сегодняшний день у нас также практикуется кредитование клиентов, не подтвердивших доходы. Таким образом, отдельные украинские банки рискуют наступить на те же грабли, но к кризису это не приведет. В том числе, надеюсь – и в силу анализа причин кризиса ипотечного кредитования в США.
 
И последнее, стартом турбулентности финансовых рынков послужило понижение агентствами Moody’s и Standard & Poor’s рейтинга облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами. На украинском рынке развитие данной ситуации невозможно хотя бы потому, что рынок ипотечных облигаций в Украине отсутствует. Оказываются, бывает польза и от недоразвитости фондового рынка.
 
  Федор Петренко

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт