%19 %936 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Не вовремя. Все статьи Версия для печати На главную
28.08.2007 11:29

На минувшей неделе  руководитель «Нафтогаза Украины» Е.Бакулин заявил, что Украина хочет самостоятельно добывать газ для собственных нужд на российских месторождениях. «Нафтогаз Украины» рассчитывает получить контроль над группой месторождений в России, а взамен осторожно предлагает российским инвесторам участвовать в капитале национальной газотранспортной системы (ГТС). Скорее всего, это типичный политический шаг перед парламентскими выборами. И, далеко не самый удачный.
 
Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» планирует получить контроль над российскими газовыми месторождениями, объем добычи которых составляет около 50-55 миллиардов кубометров в год. Пока в Украине добывается только треть газа от общего объема ее потребления - около 20 миллиардов кубометров.  Дополнительный объем топлива в 50-55 миллиардов кубометров действительно позволит нашей стране не зависеть от импортных поставщиков природного газа. Это можно было бы признать очень неплохим шагом в вопросе определения цены на газ для нашей страны – понятно, что в случае реализации подобного проекта, «голубо топливо», добытое нашей страной на территории «северного соседа», оценивалось по себестоимости добычи и транспортировки. Ну, в крайнем случае, с минимальной надбавкой. Но, реально ли все  это?
 
Для начала заметим, что о каких месторождениях в России идет речь, не понятно. А ведь это самый интересный вопрос. Наряду с тем, кто именно из профильных украинских компаний может добывать газ в России, имеет ли он необходимые финансовые и технологические ресурсы?
 
Взамен Украина предлагает России доступ к своим национальным активам. Желание России участвовать в транзите «голубого топлива» по территории Украины очевидно - через нашу страну идет 80% российского газа, экспортируемого в Европу.
Однако, подобное предложение в разгар предвыборной кампании от чиновников, приближенных к Партии Регионов, выглядит очень неоднозначно – их противники из НУНС и, в особенности, из БЮТ получили прекрасную возможность использовать это в своих предвыборных кампаниях – мол, смотрите, «регионалы» открыто заявляют о предстоящей «распродаже Родины». Что оппозиционеры и начали делать с плохо скрываемым удовольствием.
 
Другое дело, что сам по себе вопрос допуска россиян к нашей ГТС, если отбросить политическую составляющую (что, к сожалению, выглядит почти нереальным), рассматривать стоит. Но, необходимо понять – какую часть ГТС, на каких условиях, на какой период, под какие ответные обязательства со стороны России, кто будет гарантом выполнения этих обязательств, причем, с обеих сторон. В конце концов, даже весьма враждебно настроенные к РФ Латвия и Эстония продали определенную долю своих ГТС (35% и 37,5% соответственно) «Газпрому». И ничего пока с ними не случилось. То есть, этот вопрос неплохо бы перевести в экономическую и геополитическую плоскости, а не использовать в предвыборной агитации, чем так любит заниматься оппозиция. Но, с другой стороны, если исполнительная власть сама предоставляет ей такую возможность – грех не воспользоваться.
 
Вообще же к заявлению «Нафтогаз Украины» можно отнестись лишь как к очередному использованию газовой темы во внутриполитической борьбе в Киеве. Допускать украинские компании к добыче газа в России самой РФ не выгодно, и действующая сейчас схема с перепродажей среднеазиатского газа RosUkrEnergo полностью устраивает «Газпром». И, смею предположить, высших руководителей России тоже вполне удовлетворяет.  То есть как-то не слишком продуманно выглядит заявление руководителя «Нафтогаза», причем, не только с точки зрения предвыборной ситуации в нашей стране.
Понятно, что единственная возможность пересмотреть схему поставок газа в Украину - отдать России долю в украинских магистральных газопроводах. Но это пока невозможно не только юридически, но и политически - такое решение любой из партий будет немедленно использовано оппонентами для обвинения в национальной измене. То есть, почему будет? Уже используется «на полную катушку».
 
С точки зрения России, допускать украинские компании к российским добывающим проектам целесообразно только в том случае, если российская сторона получит участие в магистральной газотранспортной системе Украины или в ее внутренних распределительных сетях. Если соответствующих поправок в законодательство Украины внесено не будет, не исключено, что произойдет обмен участия в российских добывающих проектах на доли, вероятно, контрольные, в тепло- и электрогенерирующих активах на Украине. Что тоже запросто может быть использовано противоборствующими политическими лагерями в пропагандистских целях.
 
Но наибольший интерес для российской стороны все же представляет трубопровод.
При этом российская сторона будет стремиться к своей минимальной доле во всех проектах не ниже уровня 50%+1 акция. Вполне возможно, что «Нафтогаз» просчитывает различные варианты сделок, в том числе и те, которые могут иметь взаимную выгоду. Но, начинать их обсуждение в период предвыборной кампании – все равно, что списать 3-5% от будущего «электорального улова» партии власти.
 
Кстати, сам по себе допуск к добывающим проектам в России – штука веселая. Не верите? Спросите у Shell или ТНК-ВР.
 
Петр Сквозняков

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт