%29 %126 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Выборы 2007 - затертое политшоу Все статьи Версия для печати На главную
24.09.2007 10:16

Нынешний процесс завоевания народных симпатий в преддверии внеочередных выборов в Верховную Раду уж как-то больно вял по сравнению с предшествующим ему переделом голосов электората образца 2004-го и 2006-го годов. В течение двух последних месяцев заметить это можно было даже невооруженным взглядом. Несмотря на то, что все это время внедрение предвыборного пиара в украинские массы происходило по отработанному шаблону, и заманчивые обещания от претендентов на власть, по уже устоявшейся традиции, всеми возможными источниками сыпались чуть ли не из «рога изобилия», привычного ажиотажа вокруг «внеурочного дерибана-2007» почему-то не наблюдается. Ни тебе резонансных компроматов с видами на «поселение» в СИЗО самых перспективных претендентов на парламентскую «десятину», ни тебе всенародной консолидации вокруг конкретного «вектора» собственного волеизъявления, типа «Майдан».
 
В связи с этим невольно задумываешься: то ли наши политики поменяли тактику воздействия на идейно «протрезвевший» со временем электорат, то ли результаты «гонки» уже загодя определены, да только ждут времени официального выхода «в свет». Прямо какая-то тайна, покрытая мраком. Исходя из столь неоднозначной предвыборной действительности, порожденной проистекающим «не шатко, не валко» избирательным процессом, вполне резонно было бы обратиться за разъяснением ситуации к людям, для которых «переваривание» политической действительности является прямым профессиональным долгом.
Речь идет о политологах. Конечно, не секрет, что сегодня многие из них весьма не равнодушны к тем, или иным политическим расцветкам – как никак, а время диктует поиск получения материальной выгоды от работы по «профилю». И все же, даже несмотря на это, их компетентное мнение как нельзя кстати именно при выходе вялотекущей избирательной кампании на финишную прямую. И так, Что? Зачем? Почему?, и чем все это может закончиться?
 
Виктор Небоженко, политолог
 
- Хорошо видно, что здесь существует негативный общественный договор. Политическая элита, представленная тремя ведущими партиями-монополистами на места в парламенте делает любые, самые безответственные обещания, прекрасно понимая, что не будет их выполнять, а население, в свою очередь, понимая, что партии не выполнят своих обещаний, все равно дружно идет за них голосовать. Это, конечно, уже хроническая украинская болезнь. И здесь дело не только в цинизме элиты, но и в очень серьезной слабости гражданского общества Украины. Сейчас избирательная кампания выходит на финишную прямую и никто никого не слышит. Обиды и оскорбления, угрозы, шантаж, это уже не так значимо – скорее такие приемы, скажем так, для внутреннего пользования.
 
Все, кто говорят о возможности фальсификаций уже заранее думают как отмыться перед своими спонсорами за достаточно низкий результат, а те, кто чувствует, что у них ситуация не так плоха, на всякий случай обвиняют своих противников в самых негативных намерениях. Так что, это самое опасное, и тяжелое время для страны – когда все обещают всем и политическая «температура» очень высокая. Надо просто пережить эту неделю, а потом станет гораздо легче.
 
Кампания вяло текущая, потому что не было новых идей. Была демагогия, была мощная «бомбардировка» электората – ведущие партии бросили огромные деньги на эфирную рекламу и агитацию – но идей, новых людей никто не увидел. Это то, о чем мы предупреждали раньше. В общем-то дело не в результатах этих выборов, дело в том, кто будет премьер-министром - кто будет распоряжаться ресурсом исполнительной власти. Поэтому, если в любой демократической стране результаты выборов отражаются на парламенте, мы знаем, что у нас одни и те же люди сядут на одни и те самые кресла, оденут новые костюмы и будут радоваться тем, что им удалось обмануть население.
 
Олесь Доний, председатель Центра исследований политических ценностей
 
- Спокойное течение избирательного процесса связано во-первых с определенной апатией всего населения Украины, а во-вторых с тем, что большинство политиков осознает - это только первый этап. Оппозиция занимает выжидательную позицию, потому что главное противостояние начнется после подсчета голосов. Это связано и с легитимностью выборов, и с формированием коалиции, и с будущей конституционной реформой, и с возможным проведением референдума. Политиками фактически было согласовано своеобразное временное перемирие до даты выборов, которые очевидно закончатся шумихой вокруг подсчета голосов.
 
С этим связан и меньший уровень агрессии относительно друг друга во время проведения кампании, в отличие от президентской кампании 2004 года и парламентских выборов 2006-го. В отношении игр компроматов можно отметить, что население теперь их просто не воспринимает. В качестве примера может послужить последние заявления о пленках Мельниченко, которые ни на кого не произвели никакого впечатления. Партии пытались найти больше каких-то позитивных моментов. Возможно, это не всегда удавалось, а порой с этим возникали определенные трудности, но, все-таки, хочу отметить, что накала было меньше.
 
Относительно результатов выборов хочу сказать, очевидно, что при приблизительных настроениях населения 50/50 – российско-культурной и украино-культурной его частей – преимущество будет минимальным. И учитывая, что политические силы ориентированы на то, чтобы в обязательном порядке брать власть и не готовы к нахождению в оппозиции, то вес результатов чрезвычайно важен и каждая сила готовится к разнообразным сценариям развития ситуации.
 
Так как ментальность украинских людей не меняется, и у большинства украинцев все же не правовое сознание, то злоупотребления могут быть с любой стороны. При чем даже не на уровне указаний политических сил, а на уровне сознания граждан, которые желают победы любимой политической силе и готовы на любые действия, способные повлечь поражение их оппонентов. Потому нас ожидают и противостояния, и судебные рассмотрения, частичное не восприятие происходящего частью общественности и политиков.
 
Худшее, чего не хотелось бы, но что вполне возможно, это нанесение удара по парламентаризму. Просто чувствуется, что население постепенно начинает склоняться  к сильной руке, а это соответственно все дальше отдаляет нас от Европы, европейского пути и демократии. Очевидно, что в связи с этим у политической элиты, и интеллектуальной элиты есть повод поразмыслить над ситуацией и попробовать поискать выход из такого положения.
 
Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»
 
- Одна из фундаментальных проблем этой избирательной кампании – ее не легитимность. Парадокс. Выборы обеспечены политическими договоренностями. Юридически сомнительны причины и правовые решения, связанные с началом выборов и очень низкий уровень социальной поддержки. Поэтому и правовая и социальная легитимность, к сожалению под большим вопросом. Фактически кампания носит нелегитимный характер. Второй аспект этой избирательной кампании – она технологична не только для избирателя, который выбирает себе власть, но и для организаторов, потому что в данном случае институт выбора здесь рассматривается как инструмент своего последующего успеха.
 
В этом цинизм и механичность нынешних выборов. Они ничего не решают, потому что все происходит «за кадром». Примечательно - все понимают, что они ничего не решат и в выборах самих по себе для участников просто нет смысла. Все борются за «потом». Говоря о характере и  атмосфере выборов хочу заметить, что это первый случай, когда нет политической борьбы. Мы столкнулись с уникальным феноменом политического характера борьбы за власть, где главные участники – новые харизматические движения, очень напоминающие средневековые псевдорелигиозные секты с вождями, цветными плащами и прочей атрибутикой. Поэтому нет политического рацио, нет дискуссии, идеологем. Есть вера-неверие, команды преданных, верных соратников и  избиратель, превращенный в верующего того или иного харизматического движения.
 
Выборы в этом смысле не являются пассивными, потому что политики очень активны. Они таковы в агитации, информационных войнах – пассивно общество. Учитывая то, что повестка дня непонятна, выборы для него аполитичны, такие вот псевдорелигиозные, и выглядят как своеобразные церковные «процедуры», общество отстранено и находится в состоянии своеобразного стресса. И эта пассивность общества, контрастирующая с его позицией в 2004, 2006 годах, создает иллюзию пассивности избирательного процесса.
 
Что касается исхода, я думаю, что выборы пройдут и данные результаты будут утверждены несмотря на разговоры о каких-то рисках. Они конечно есть, но все-таки, мне кажется, что результаты сами по себе будут утверждены. Проблема немного в другом. Я не исключаю, что эта технологичность и механистичность в выборах, отношение к ним, как инструменту усиления власти приведет к тому, что несмотря на результат будет продолжена попытка за счет организации нового парламентского кризиса провести агитацию за новую Конституцию с идеей сильной власти.
 
Сейчас активно проводится пропаганда в отношении миссии сильной президентской власти в ряде материалов, которые подготовлены известными национал-демократами, уважаемыми людьми. Фактически формируется образ эдакой просвещенной президентской монархии, которая в сложных условиях берет все на себя. Для того, чтобы эти идеи стали популярными нужна негативная картинка. И главная угроза в том, что в этих целях парламент будет блокироваться и после выборов, и в новом составе.
 
Ну, а формальный результат с точки зрения настроения избирателей, эти выборы фактически являются вторым туром 2006 года. Мы видим по данным социологических исследований, что архитектура симпатий существенно не изменилась. Плюс-минус несколько процентов – это несущественные изменения. Не появилось новых политических игроков – тех, кто смог бы прорваться в «высшую лигу». Играют все те же. Наверное, главным откровением стало то, что нынешние политические лидеры, включая и официальных деятелей, которые являются политическими «детьми» отцов независимости, намного циничнее своих предшественников. Если «отцы» были готовы мирно распрощаться с властью во имя некоего будущего, даже имея некоторые номенклатурные рефлексы по этому поводу, то их «дети» прагматичнее, циничнее и готовы пожертвовать нацией ради власти. Вот самый грустный вывод, который приходится делать, наблюдая за этими внеочередными выборами.
 
Михаил Погребинский, политолог
 
- Говорят так – все, что зачато во грехе, греховным и живет. Вот эта избирательная кампания и зачата во грехе, поскольку объявлена незаконно, посредством нарушения украинской Конституции и законов. И вину за это на сто процентов несет президент, использовавший вместо закона политическое соглашение. С помощью последнего Партию регионов просто «наклонили», и уговорили принимать участие во всем этом на каких-то условиях.
 
Людям с жизненным опытом было ясно, что этот шаг неподчинения закону и Конституции повлечет многократные нарушения, и во время кампании будут использоваться все возможные незаконные способы получения максимального результата. У кого больше инструментов и возможностей, тот обязательно с их помощью попытается обыграть своих противников.
 
Фактически это сейчас мы и наблюдаем. Президент открыто агитирует за свою политическую силу, министр внутренних дел использует свое служебное положение для пропаганды и т.д. и т.п. Поэтому, чем это может закончиться – я считаю непризнанием результатов выборов теми, кому не понравится их результат. И множеством судебных процессов по окончанию выборов.
 
Есть еще один вариант, который очень маловероятен - когда все три главные политические силы подтвердят результат. Мне кажется, это практически невозможно. Но, если ПР, «НУНС» и БЮТ согласились бы, в этом случае дальнейшего кризиса на какое-то время можно было бы избежать. И все же, поскольку это очень маловероятно, скорее всего после выборов кризис будет продолжаться.
 
Отсутствие проявлений каких-то острых компроматов в этот период может объясняться тем, что политики сегодня не воспринимают их каким-то действенным инструментом. После этих историй с Гонгадзе и отравлениями люди настолько недоверчиво относятся к любым компроматам, и у них настолько лояльное отношение к каким-либо нарушениям, что компроматы не оказывают на них никакого воздействия. Политики это понимают и знают то, что никаких решительных изменений в общественном мнении произойти не может – какой тогда смысл стоять на ушах в этой кампании?
 
Партия регионов хочет сохранить «статус кво» в том положении, в котором сейчас находится, и для этого у нее есть все предпосылки. Но, это не значит, что она не предпринимает никаких активных действий в избирательном процессе. Они пытаются отвоевать голоса в Центре Украины. Юлия Тимошенко тоже очень активно там ведет кампанию. Просто жизнь в Киеве смотрится несколько на поверхности, потому оттуда весьма сложно оценить истинные масштабы деятельности участников выборов. Расклад сил вам известен. В плане каких-то спорных моментов по поводу возможных фальсификаций речь идет о небольшом проценте не определившихся, или тех, кто против всех – их то та, или иная сила и может забрать в свою пользу. Для воспрепятствования этому нет соответствующих технологий, потому мы и имеем такую кампанию.
 
В завершении хотелось бы отметить, что как бы разнородно идеологически не были подкованы выше высказавшиеся политологи, они где-то едины в одном: народ Украины понял цену «затертого» политического шоу в исполнении главных идеологов возрождения государства. Другое дело, что нация хоть и перестала быть доверчивым, наивным ребенком, не получила альтернативных вариантов для волеизъявления. Население просто загнали в рамки дозволенного… совершенно не предполагающего выбора лучшей власти и достойной жизни.
Остап Березин

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт