%20 %618 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Туркменского газа для нас нет Все статьи Версия для печати На главную
12.02.2008 09:20

На фоне наших сегодняшних газовых «негараздів» уже традиционно мало кто обратил внимание на интересные события, происходящие в Средней Азии. Которые, к слову, способны только  обострить проблемы нашей страны с «голубым топливом».
 
Дело в том, что в начале февраля Туркмению с двухдневным визитом посетил координатор Евразийской энергетической дипломатии Госдепа США Стивен Манн. В Ашхабаде он встретился с президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым и обсудил дальнейшее сотрудничество в области экономики и энергетики. В Ашхабад С.Манн прибыл в новом качестве. До этого года он курировал в Госдепартаменте США вопросы стран Южной и Центральной Азии. Сейчас С.Манн назначен координатором Евразийской энергетической дипломатии внешнеполитического ведомства. Структура появилась после того, как в начале нынешнего года Госдеп обнародовал приоритетные направления деятельности на 2008 год.
 
Стивен Манн на встрече с президентом Гурбангулы  Бердымухамедовым ознакомил того с целями и задачами новой структуры, образованной при Госдепартаменте США. Главная из них - прокладка альтернативных трубопроводов. Таким образом, Вашингтон и в наступившем году продолжит лоббирование газопровода Nabucco, который разрабатывается для поставок топлива в Европу в обход России.
 
В Вашингтоне этот проект считают наиболее прозрачным, прогрессивным и самым конкурентоспособным вариантом поставки газа в Европу из Каспийского региона.
 
Таким образом, оправдываются прогнозы о том, что борьба за энергетические рынки в нынешнем году лишь усилится и приобретет жесткий характер. Подтверждением этому могут служить январские визиты в регион представителей американской политической элиты - американского сенатора-республиканца Ричарда Лугара и главы центрального командования США адмирала Уильяма Фэллона. В ходе переговоров с центральноазиатскими лидерами они доказывали необходимость понижения энергетического влияния России на Европу.
 
В середине января сенатор Лугар, рассуждая о Транскаспийском проекте, подразумевающем переброску центральноазиатских энергоносителей в Азербайджан по дну Каспийского моря, заявил, что в интересах Соединенных Штатов создать на Каспийском море эффективную систему доставки газа и нефти в Европу и на другие мировые рынки для снижения их зависимости от поставок транзитом через Россию. Руссияне пока являются монополистами в этом, но так все время продолжаться не будет.  
 
В Астане и Ашхабаде не возражают против строительства Транскаспийского трубопровода, но при этом указывают на существующие барьеры. Глобальные энергетические проекты, затрагивающие Каспийское море, не реализовать без определения статуса этого водоема и до разрешения споров между Азербайджаном и Туркменией по вопросу принадлежности месторождения Кяпаз (по туркменской топонимике - Сердар), запасы которого составляют около 150 млн. баррелей нефти и газового конденсата. Американцам вряд ли под силу ускорить решение этих проблем.
 
Не развеяны сомнения в реальных запасах природного газа Туркмении - декларируемые местными властями цифры многими экспертами считаются завышенными. А после подписания трехстороннего договора по строительству Прикаспийского трубопровода у Туркмении свободного газа, по экспертным оценкам, не осталось. Примечательно, что этот трубопровод будет наполняться газом из месторождения Корпедже.
 
Именно с этого месторождения подается голубое топливо в Иран. Скандал, разразившийся в январе между Ашхабадом и Тегераном, был вызван именно тем, что туркменская сторона не смогла выполнить обязательств и заполнить трубопровод Корпедже-Курдкуй, ведущий в Иран. Нет добычи необходимого количества газа плюс форс-мажорные обстоятельства, обусловленные сильными морозами. А выглядела эта проблема как способ давления в целях увеличения цены голубого топлива для Ирана. В этом отношении заявление Г.Бердымухамедова о проведении аудита собственными силами вновь наводит на мысль, что запасы углеводородов гораздо меньше, чем предполагается.
 
Логично предположить, что в ходе визита в Ашхабад Стивен Манн попытался  убедить Гурбангулы Бердымухамедова в необходимости провести аудит с участием зарубежных компаний. Предположительно американских. Тем более известно, что на их встрече речь шла и о расширении сотрудничества в экономической области. В США не могут не ощущать, что Россия в ряде сфер, а в первую очередь в энергетике, существенно укрепила отношения с Ашхабадом, и предпринимают ответные действия.
 
Понятно, что все это в очередной раз подчеркивает то, в какой незавидной с точки зрения поставок природного газа ситуации оказалась Украина. Рассчитывать на дополнительные объемы природного газа, которые отдельные украинские чиновники якобы собираются приобрести в Средней Азии, по всей вероятности не приходится. Во-первых, газ давно законтрактован «Газпромом», а во-вторых, судя по всему нет причин ожидать прироста Туркменистаном добычи этого вида углеводородного сырья.
 
Естественно, в этом свете все сильнее и сильнее нарастает соответствующее отношение к брюссельским инициативам Юлии Тимошенко о некоем мифическом «белом потоке». Ведь по самым скромным подсчетам, его цена составит 10–12 млрд. долларов, которые найти будет нелегко. Кроме этого, США делают ставку на Турцию, как страну, которая является своего рода перевалочным пунктом по поставкам энергоносителей из Средней Азии (и в перспективе — с Ближнего Востока) в Европу. Очевидно, что Турция не захочет расставаться со статусом транзитного государства, тем более что сейчас существуют неплохие политические отношения между Турцией и Азербайджаном. Понятно, что есть проблема с прокладкой трубы по дну Черного моря. Она заключается в том, что Российская Федерация может поставить вопрос об экологической безопасности данного проекта, тем самым, зарубив его на корню. Европа может дать конкретный ответ на участие в «Белом потоке» не ранее, чем будет подготовлено его технико-экономическое обоснование.
 
Но, самым слабым звеном газовой инициативы Юлии Тимошенко является отсутствие предварительной договоренности о наполнении «Белого потока» газом. Что усиливается отсутствием перспектив по наращиванию добычи газа в Туркменистане и повышенным вниманием к этому вопросу со стороны уже не только Великобритании, но и США.
 
                                                                                                              Григорий Быков-Цепенюк
    

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт