%20 %109 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Кто влияет на украинскую инфляцию? Все статьи Версия для печати На главную
12.05.2008 09:34

Мы привыкли к импортным куриным окорочкам, телевизорам и автомобилям. Теперь привыкаем к импортной инфляции. Вместе с более приятными вещами рост цен завезен к нам из-за границы. США сейчас выгодно экспортировать инфляцию на развивающиеся рынки, такие как украинский. Однако нашему правительству, чем кивать на глобализацию, лучше бы самому проводить менее проинфляционную политику.
 
У нас, конечно, жить попроще, чем в Зимбабве, где деньги стоят меньше, чем бумага, на которой они напечатаны. Для покупки местной нацвалюты в размере, эквивалентном  100 долларов, там нужно около 20 килограммов все той же местной валюты. Но это крайний случай - так сказать, пугало. Проблемы с ценами сейчас у всех. В том числе и в Украине. При запланированных на год 9,5% будет очень здорово, если этот показатель не превысит 20%.
 
Тщетно бьются с ценами не только у нас (хотя у нас это больше делают на словах). В Индии цены растут больше чем на 7%, хотя правительство прогнозировало 3% с небольшим. Саудовская Аравия переживает всплеск инфляции с 2,3 до 9%. В Китае инфляция находится на невиданном за 11 лет уровне - 8,7%.
 
Деньги наполняют мир и движутся все быстрее. С 1995 года международные финансовые потоки утроились, достигнув в 2007 году 6,4 трлн. долларов. Это 14,5% мирового ВВП -  до того долгие годы объем трансграничных финансов не превышал 6%. Денег в мире стало так много и движутся они столь беспрепятственно, что этому трудно подобрать аналоги в истории. Поэтому и проблемы, с которыми сейчас сталкиваются монетарные власти по всему миру, не поддаются стандартному лечению.
 
Пожалуй, первопричиной инфляции можно считать слишком мягкую монетарную политику, то есть сокращение ставок. В первую очередь это относится к США, где Федеральная резервная система, пытаясь предотвратить рецессию и остановить финансовый кризис, снизила ставку с 5,25 до 2%, что ниже уровня инфляции, и не собирается останавливаться на достигнутом. Темпы роста мировой ликвидности ускорились с 10 до 20% в год – деньги-то все прибывают. По большей части они идут в сырье. Нефть и продовольствие стали главными двигателями роста цен.
 
Среднемировые цены на продукты питания растут со скоростью 8% год к году, цены на бензин и отопление для конечных потребителей - 11%. В итоге реальный доход домохозяйств по всему миру снижается на 1,5% в год. Среднестатистический житель Земли из-за нынешней инфляции беднеет - после почти десятилетия общемирового процветания и при том, что мировая экономика все еще растет быстрее среднего темпа за последние десятилетия уровня. Еще один парадокс: цены на сырье несутся вверх так, как будто мир переживает небывалый экономический бум.
 
Сырье рассматривается скорее как актив, чем как продукт, из которого можно что-то сделать. На бирже сейчас можно купить фьючерс на нефть с поставкой в 2016 году. Это не значит, что через 8 лет к дому трейдера подъедет цистерна с нефтью сорта Brent. Контракты покупаются спекулянтами, которым реальная нефть не нужна. Соответственно и разогревается и цена. Еще один растущий класс покупателей сырья - инвестфонды, которые страхуют инфляционные риски, вкладываясь в вечные ценности вроде золота, нефти или зерна. И раздувают цены еще больше. Количество очевидно спекулятивных фьючерсов на нефть с начала 2006 года возросло на 45%. Число спекулятивных фьючерсов на соевые бобы увеличилось за тот же период на две трети, а рынок сахара стал в два с лишним раза более спекулятивным.
 
Методов борьбы с инфляцией множество, и их уже успели перепробовать. Особую склонность к экспериментам проявляют развивающиеся страны. Начали с проверенных монетарных методов, характерных для развитых экономик. Прошлый год ознаменовался ростом ставок центробанков крупнейших стран и обязательных уровней резервирования - монетарные власти развивающихся стран пытались сократить предложение денег, увеличивая стоимость кредита. Кроме того, центробанки укрепляли свои валюты. Даже упорно не желавший ревальвировать юань Банк Китая вынужден был сдаться под нажимом США и ради борьбы с инфляцией.
 
Как выяснилось, этого недостаточно. Все-таки главным источником денег остаются развитые страны, и наибольшее значение имеют их ставки. К тому же не во всех развивающихся странах механизм рефинансирования отлажен. Например, в Украине этот важнейший макроэкономический процесс имеет довольно слабую нормативную базу, а ставка рефинансирования и вовсе играют сугубо косметическую роль.
 
В ход пошли более радикальные меры: государственные сырьевые интервенции и рост пошлин на вывоз сырья. Инфляция продолжала расти, и пришла очередь административного ресурса: бизнесу в той или иной форме рекомендовали не повышать цены. Такая тактика действует в Китае, некоторых странах Персидского залива, Мексике, Венесуэле, России, Украине.
 
Но похвастаться победой над ценами эти страны все равно не могут. Похоже, что развивающиеся страны сейчас только повторяют ошибки стран развитых, которые страдали от высокой инфляции в 1970-х и боролись с ней всеми доступными средствами, включая и совсем не рыночные. Цены и зарплаты все же находили способ расти. А рыночные механизмы были разрушены государственным вмешательством. К сожалению, украинское правительство явно идет этим опасным путем. Причем, любое украинское правительство, независимо от политической ориентации, пытается бороться с ростом цен исключительно административными методами.
 
В принципе административные меры имеют шанс на успех, но обстановка должна быть соответствующей. В начале 1990-х в Китае в отличие от сегодняшней ситуации сумели за пару лет сбить инфляцию почти втрое. Тогда мэры китайских городов головой отвечали за цены на овощи, а секретари парткомов провинций - за цены на зерно. Но Китай тогда был гораздо более жестким коммунистическим государством, чем сейчас. И более бедным: доля продовольствия в потребительской корзине достигала 70%, и контроль над ценами на продукты означал контроль над инфляцией.
 
В Украине соглашения о заморозке социально значимых цен носят добровольный характер, - например в апреле Кабмин договорился с рядом крупных розничных сетей о том, что те ограничат торговую надбавку размером в 10%. Однако, торговцы не остались внакладе – они увеличили  наценку на иные продукты, не вошедшие в согласованный с Кабмином список. То есть, продавцы, заморозив цены на один товар, компенсируют потери за счет других.
 
Если инфляция не желает снижаться, то ее можно победить на бумаге. В Китае, например, при официальном расчете индекса потребительских цен считают, что продукты питания составляют 33% расходов домохозяйств. На самом деле этот показатель превышает 40%. Искусственное занижение доли продовольствия ведет и к занижению индекса цен, так как именно цены на продукты питания растут быстрее. Ту же хитрость используют в Мексике и Бразилии, где, по официальным данным, на еду уходит 21-23% расходов домохозяйств. Сомнительно, если учесть, что это почти вдвое меньше, чем в схожей по уровню доходов Украине. В Аргентине достигли удивительного прогресса в борьбе с ценами: на фоне общемирового взлета инфляция в Аргентине снизилась с 12,5% в 2006 году до 8,5% в 2007 году. Результат объяснялся иной методикой подсчета. Она оказалась столь новаторской, что обычно аккуратный в высказываниях глава МВФ Доминик Стросс-Кан резко указал властям Аргентины на неадекватность их оценок. По методике МВФ аргентинская инфляция вдвое выше.
 
В Украине столь страусиного поведения правительства, как у аргентинцев, пока не замечено, хотя официальная методология тоже отнюдь не лишена изъянов. Кстати, сказать, что «в СССР инфляции не было», как утверждала пропаганда, все же нельзя. В горбачевские времена Госкомстат уже официально отчитывался о росте потребительских цен на 3-4% в год. Почти европейские темпы. Но истинная инфляция в экономике дефицита была намного выше. Покупательная способность рубля падала по мере опустошения прилавков. Судорожные попытки реформ, начатые в 1990-1991 годах правительствами Николая Рыжкова, а потом Валентина Павлова, не смогли насытить потребительский рынок, зато довели инфляцию до 168% в последний советский год.
 
Завершая, заметим, что все же, избавления от внешних инфляционных факторов не будет. Очередная эпоха дешевых денег только начинается. По прогнозу Lehman Brothers, уже к середине этого года ставка ФРС опустится до 1%. К тому времени подтянутся и другие центробанки развитых стран, которые пока не снижали ставки (хотя та же Англия уже начала двигаться в этом направлении). Morgan Stanley прогнозирует, что лишь 20% центробанков (в основном в развивающихся странах) в ближайшие полгода повысят ставки из-за инфляции. Зато треть всех центробанков будет их понижать, чтобы не заразиться американской рецессией. То есть, в мировую экономику хлынет еще больше денег.  
 
Это не позволит ценам на сырье опуститься в ближайшие полгода, а в случае с продовольствием - и дольше. Если цены на нефть могут быстро меняться, то цена продовольствия определяется циклами. Если оптовые цены сейчас пойдут вниз, простых покупателей это затронет только через год. Значит, внешнее давление будет слишком сильно, чтобы Нацбанк Украины смог эффективно сдерживать цены через ставки размещение депозитных сертификатов или укрепление гривны (заметьте, о рыночных действиях Кабмина автор тактично умалчивает – ибо таковых не видно вовсе).
 
Сдержать инфляцию может жесткое ограничение госрасходов. Но, признаков такой политики не видно. Да и в условиях перманентных выборов в нашей стране ждать подобной самоотверженности от власти любого цвета нереально. Можно действовать иначе - снижая импортные пошлины и дерегулируя экономику: инфляция снижается при росте предложения товаров на рынке. Но надо действовать, а не ждать у моря погоды!       
 
Когда Бен Бернанке объявит о повышении ставки ФРС, по украинской инфляции будет нанесен реальный удар. Правда, это произойдет, если будет соответствовать интересам американской экономики. Пока все наоборот. А наша власть бездействует. Но, радует хотя бы то, что народ не безмолвствует!

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт