%29 %599 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Кому это нужно? Все статьи Версия для печати На главную
27.06.2008 09:34

Нацбанк в очередной раз поставил всех на уши – в этот раз речь пока не идет об очередном резком «опускании» столь нелюбимого В.Стельмахом доллара (сейчас это процесс принял плавный управляемый из здания на Институтуской,9 характер). Дело в том, что недавно Нацбанк огласил Концепцию валютной политики. Сей документ содержит ряд пунктов, но в данном материале предлагаю остановиться на наиболее резонансном – речь идет о намерении добиться полной конвертируемости национальной валюты Украины.

Для начала скажу, что в прошлом году приходилось слышать мнения о том, что самое позднее к 2009 году гривна будет полностью конвертируемой. В том числе и от достаточно авторитетных украинских финансистов. В частности – от зампреда НБУ А.Савченко. То, что это была слишком оптимистичная оценка, понятно даже школьнику-двоечнику. В этот раз Нацбанк учел предыдущие ошибки – на внедрение валютной реформы отводится от 8 до 30 лет. При этом о сроках, когда удастся добиться полной конвертируемости гривны, дальновидно умалчивается.

Для начала необходимо совершить небольшое теоретическое отступление. Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Понятие конвертируемости (от лат. conversion - превращение) валюты менялось по мере эволюции денежной и валютной систем. При золотомонетном и серебряном стандарте оно означало возможность обмена национальных монет на иностранные; при разменных кредитных деньгах - их размен на золото (серебро) и иностранную валюту; при неразменных кредитных деньгах - обмен национальной валюты на иностранные.

Под полной конвертируемостьюпонимается отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную (хотя некоторые ученые считают достаточным условием для полной конвертируемости валюты ее свободный обмен для резидентов и нерезидентов внутри страны и за рубежом для осуществления текущих операций).

Под частичной конвертируемостьюподразумевают конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, она означает свободный обмен национальной валюты на иностранные по текущим операциям, то есть для выполнения обязательства статьи VIII Устава МВФ: «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом». Другими словами, возможно сохранение ограничений на приобретение национальной валюты нерезидентами с целью ее использования для закупки товаров на внутреннем рынке.

Обязательная ремарка, которую хотелось бы скромно попросить прочитать специалистам из НБУ - конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда. В современном мире лишь ограниченное число стран имеют полностью конвертируемые валюты. Это США, Великобритания, Япония, Канада, Дания, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Сейшельские Острова - преимущественно либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой. К сожалению, вряд ли можно нашу страну поставить в этот ряд. Пока, во всяком случае.

При режиме полной конвертируемости все юридические и физические лица, как отечественные, так и зарубежные, располагая той или иной суммой денег данной страны, имеют возможность совершенно свободно, по своему выбору и усмотрению использовать эти средства на любые нужды и цели дома или за границей, в том числе путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые иностранные денежные единицы. Другими словами, полная обратимость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует в равной степени в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира. Тут-то и возникает у меня первое сомнение относительно оптимистов в вопросах введения конвертируемости гривны. По крайней мере – в ближайшей временной перспективе.

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) - понятие довольно расплывчатое. В самом общем виде - это валюта, которая без каких-то условий принимается к оплате во всех развитых (и тем более малоразвитых) странах. Сегодня мировых валют всего пять: доллар США, евро, английский фунт, йена и почти эталон стабильности - швейцарский франк. Даже такие солидные валюты, как шведские кроны, канадские и австралийские доллары, китайские юани, свободно конвертируемыми в полном смысле не являются. И уж тем более гривна. Да, в Украине ее можно поменять примерно 3-4 десятка видов инвалюты. Но за границей наличные гривны можно поменять лишь в нескольких странах - в России, Молдове и Беларуси, очень иногда – в Турции и Египте.

И на международных биржах расчеты в гривне не ведутся. И цены на экспортируемые из Украины товары указываются в иностранных валютах. Не потому, что гривна ненадежна, просто СКВ - это не только экономическая, но и имиджевая характеристика. Конвертируемость гривны во многом зависит от ее привлекательности в качестве средства расчетов и сбережений. Хотелось бы узнать у тех же швейцарских или немецких банкиров – какую часть своих резервов они размещают в национальной валюте Украины? Ответ очевиден. Кстати, а что по данному поводу думают в Нацбанке?

А вообще в Концепции приведены хорошие и умные слова. Правда, порой – излишне умные. Например, хотелось бы понять, что именно планируется сделать для того, чтобы «поощрять использование гривны в международных торговых операциях» (цитата из Концепции). Ну вот как заставить немецкого предпринимателя платить за украинские трубы в гривне? Он же просто замучается с их приобретением. Это в наших-то условиях, когда банки еще с времен кризиса осени 1998 года не имеют права одновременно выступать на рынке с покупкой и продажей валюты. Мучаются, бедняги – чередуют дни покупки и продажи. Представляю, что почувствует некий иностранный предприниматель, узнав эту пикантную подробность.

Умиляет и намерение Нацбанка относительно необходимости «окончательного закрепления за гривной статуса не только единого инструмента платежей в Украине, но и меры стоимости товаров», а также «отказа от использования в ценообразовании и расчетах каких-либо субститутов по типу условных единиц». Кроме того, планируется переход к банковскому кредитованию населения и предпринимателей «исключительно в гривне». Во-первых, вроде бы и так все платежи на территории Украины осуществляются в национальной валюте Украины. По крайней мере, так говорит закон. Если на практике имеют место отклонения – давайте преследовать нарушителей по всей строгости «революционного времени». Во-вторых, отказаться от использования термина «у.е.» не так уж и сложно он и сейчас используется исключительно для удобства плательщиков и получателей платежа. Ну, будут продавцы продукции или услуг, которые приобретаются за рубежом и перепродаются в Украине, каждый день писать новые ценники. Полагаю, что это неудобно, но пережить это можно. А теперь в-третьих – конечно же, можно запретить кредитование во всех видах иностранной валюты. Вот только как не сложно представить степень радости заемщиков (как юридических, так и физических лиц) которые вместо и без того «неслабых» 16-17% в долларах будут платить банкам 25-28% в гривне!

Кстати, именно Нацбанку стоит сказать «большое пионерское спасибо» за резкий рост процентных ставок по кредитам – это последствия резко ужесточенной политики стерилизации денежной массы. Вообще смешно получается – Нацбанк сужает монетарные агрегаты в борьбе с ростом цен, но при этом через повышение процентных ставок по кредитам стимулирует все ту же инфляцию.

Если быть реалистами, то в относительно близкой перспективе стоит говорить, хотя бы о реальном введении, хотя бы частичной конвертируемости гривны. Частичная конвертируемость - это те случаи, когда на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Конвертируемость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками. Это гораздо ближе к нашей реальности и перспективе. Давайте предложим рассчитываться за украинский экспорт в гривне, предположим, Молдове или Грузии (россиянам подобного предлагать не стоит – шибко разозлятся).

Да и установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости потребует для Украины значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты. При режиме внутренней обратимости свободой обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты этим правом не обладают.

 Имеются и другие модели частичной обратимости, обусловленные тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении различных видов внешнеэкономической деятельности и ее участников. В каждом отдельном случае они определяются местом страны в системе международных хозяйственных связей, ее конкретными экономическими и валютно-финансовыми возможностями. И все-таки, давайте не будем источать неоправданный и ненужный оптимизм. Все хорошо вовремя. Будем реалистами, попробуем добиться хотя бы частичной конвертируемости украинской национальной валюты.

А вообще, лично мне в Концепции валютной политики больше всего нравятся сроки ее реализации – от 8 до 30 лет. За 8 лет в нашей экономике может произойти все, что угодно. Не говоря уж о крайнем сроке реализации планов Нацбанка. Вероятно, именно с прицелом на это и подготовлен документ – есть основания предполагать, что после истечения срока каденции нынешнего главы НБУ произойдет в главном монетарном ведомстве страны серьезная кадровая ротация. Так почему бы не написать задачи для «следующего поколения»?

                                                                                                                    Станислав Королюк

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт