%28 %557 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Четыре мгновенья лета Все статьи Версия для печати На главную
22.07.2008 16:13

В начале легендарного фильма по произведению Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» закадровый голос Ефима Копеляна произносит слова – «Мы расскажем вам о семнадцати днях весны 1945 года». Перефразируя эти слова, мы попробуем рассказать вам о четырех днях июля 2008 года, с  15 по 18, когда произошел серьезный обвал котировок фьючерсных контрактов на поставку нефти.

Вообще минувшая неделя начиналась для традиционно настроенных на рост операторов рынка нефти весьма оптимичстично. Котировки фьючерсов на сырую нефть на торгах14 июля, выросли на Нью-Йоркской бирже NYMEX на 10 центов за баррель – до 145,18 доллара за баррель, закрывшись всего-то на 11 центов за баррель ниже исторического максимума, составлявшего 145,29 доллара за баррель, установленного 3 июля 2008 года. Правда, в Лондоне на бирже ICE котировки августовских фьючерсов немного  снизились на 0,57 доллара за баррель – до 143,92 доллара за баррель.

На первый взгляд, все должно было произойти вовсе не так, как произошло в действительности. Например, в Бразилии рабочие государственной нефтяной компании Petroleo Brasileiro (числом около 4,5 тысяч) начали 5-дневную забастовку в знак протеста против своих тяжелых условий работы. Причем происходило это на месторождении в районе Campos Basin, где добывается до 80% всей нефти страны. Профсоюзы Petrobras намеревались добиться большего трудящихся участия в доходах компании (ну просто социализм какой-то), а также требовали ввести оплату времени, которое рабочие тратят, чтобы добраться на буровые платформы, поскольку на это уходит почти целый день. В результате, прогнозировалось снижение объемов добычи нефти на 136 тысяч баррелей в день, и сокращение производства бензина в Бразилии на 7%. В общем, причины для роста стоимости «черного золота» были, однако динамика котировок приняла иную направленность.

Ценовой обвал начался15 июля. На NYMEХ было зафиксировано снижение сразу на 6,44 доллара за баррель – до 138,74 доллара за баррель. Многие аналитики нефтяного рынка расценили это как поворотный момент в непрерывной ценовой гонке. Такого шока в США не было с 17 января 1991 года, когда началась война в Персидском заливе и правительство выбросило на рынок стратегический резерв. Ширина диапазона торгов составила едва ли не целые 10 долларов. Во время торгов баррель нефти дешевел даже на 9,26 доллара – до 135,92 доллара. В Лондоне, на IСE цена августовских фьючерсов упала на 5,17 доллара за баррель – до 138,75 доллара за баррель.

Катализатором такой динамики стало выступление в Конгрессе США главы Федеральной резервной системы  Б.Бернанке. Отметив в целом имеющийся недостаток предложения нефти, он заявил о дальнейшем ослаблении экономики Штатов, заявив, что она не будет расти, пока не стабилизируется рынок жилья, а это произойдет не ранее конца 2008 года. Надо полагать, что операторы рынка нефти поняли его слова как признак того, что спрос на нефть, который в США снизился с начала года на 2,6%, продолжит падать на фоне высоких цен на нефть и проблем в экономике.

Изрядно «подкосило» рынок и то, что в этот же день ОПЕК распространила сообщение о том, что в следующем году мировой спрос на нефть будет ниже ожиданий. По мнению руководства картеля, в 2009 году ежедневный спрос на нефть составит 900 тысяч баррелей, что будет на 100 тысяч баррелей ниже прогнозной цифры на нынешний год. Более того, как будто специально для «подрыва рынка», 15 июля Международное энергетическое агентство и Агентство энергетической информации США также в очередной раз снизили свои прогнозы спроса в 2008 году.

Вдобавок ко всему вышеперечисленному начали слабеть и проблемы с поставками, не так давно потрясавшие рынок. Например, в Нигерии компания Chevron Corp. возобновила работу нефтепровода, подвергшегося нападению повстанцев в июне, что фактически восстановило поставку 120 тысяч баррелей нефти в день. Royal Dutch Shell, в свою очередь, отменила «форс-мажор» по добыче нефти в этой стране, который был объявлен в мае после нападения повстанцев на нефтепровод компании. Компания Petroleo Brasileiro сообщила, что производство нефти в районе Campos Basin идет нормальными темпами, несмотря на все угрозы организаторов забастовки. Рынок нефти «учел» и прекращение ураганов у побережья Южной Америки.

Падение на рынке нефти усилилось после того, как котировки достигали уровней стоп-лоссов (распоряжение об автоматической покупке или продаже актива, когда уровень его цены достигает указанного владельцем этого актива уровня). Тем не менее, падение котировок к концу торговой сессии прекратилось, немного не дотянув до уровня остановки торгов, установленного правилами NYMEX, когда величина падения котировок достигает 10 долларов.

16 июля цены нефти продолжили свой путь вниз. По итогам торгов на NYMEX августовские фьючерсы подешевели еще на 4,14 доллара за баррель – до 134,60 доллара за баррель. Котировки августовских фьючерсов на ICE снизились на 2,56 доллара за баррель – до 136,19 доллара за баррель.

Это был связано с тем, что Агентство энергетической информации США сообщило, что за период с 5 по 11 июля 2008 года запасы сырой нефти в стране выросли на 3 миллиона  баррелей, запасы бензина выросли на 2,4 миллиона баррелей, запасы дистиллятов (топочный мазут и дизтопливо) увеличились на 3,2 миллиона баррелей. Аналитики же, наоборот, предсказывали спад, а по дистиллятам - даже в 2 раза. Слабый рост и высокие цены на нефть привели к снижению спроса на бензин в США этим летом на 2%.

Трейдеры нефтяного рынка поспешили заявить, что после 2-х дней резкого падения поведение рынка нефти может развернуться, поскольку практика покупки при падении сменяется необходимостью ставить против роста котировок. По их мнению, рынок ждал, пробьют ли котировки ценовой уровень в 135 долларов за баррель, что станет признаком возобновления роста, или же они упадут ниже 130 долларов за баррель, а это будет означать значительную понижательную коррекцию

17 июля обвал продолжился. Слишком уж серьезным было заявление главы ФРС США о необходимости многих месяцев для выхода экономики страны из периода слабого роста, крайне неожиданной стала информация о росте запасов сырой нефти и нефтепродуктов в США. Кроме этого, именно 17 июля истекли сроки августовских опционов, что заставило трейдеров выверять открытые ранее позиции с ценами на нефть на момент истечения срока опционов. После падения цен ниже 135 долларов за баррель трейдеры были вынуждены «ронять» котировки в направлении очередного опционного уровня – 130 долларов за баррель. Для многих это оказалось единственной возможностью продать фьючерсные контракты.

Таким образом, по итогам торгов на NYMEX цена нефти снизилась еще на 5,31 доллара за баррель – до 129,29 доллара за баррель, а на ICE котировки уменьшились на 5,12 доллара за баррель – до 131,07 доллара за баррель.

В последний из обозреваемых четырех дней -18 июля - на нью-йоркской NYMEХ стоимость августовских фьючерсов снизилась на 0,41 доллара за баррель – до 128,88 доллара за баррель, а по итогам торгов на лондонской IСE они упали в цене на 0,88 доллара за баррель – до 130,19 доллара за баррель. Таким образом, рынок отреагировал на запланированные переговоры в Женеве представителей «шестерки» международных посредников с секретарем Совета Нацбезопсности Ирана Саидом Джалили, в которых, как выяснилось позже, также принял участие и заместитель Госсекретаря США Н.Бернс. Это самый высокий уровень прямых контактов между двумя странами после разрыва дипломатических отношений в 1979 году. Сам факт присутствия Н.Бернса на встрече с С.Джалили многие наблюдатели уже расценили как поворот американской политики в отношении Ирана на 180 градусов.

И вот «безумная неделя» закончилась. За 4 дня торгов нефть подешевела в США – на 16,30 доллара за баррель, в Британии – на 13,73 доллара за баррель. Рынок объясняет беспрецедентное за последние 17 лет падение цены на «черное золото» замедлением темпов экономики США и, как ожидается, развивающихся рынков, и связанным с этим ожидаемым снижением глобального спроса на нефть. Хотя 16 июля имел место и чисто психологический фактор бегства инвесторов на фоне обвала на фондовом и валютном рынках. Его не смогли остановить ни пятидневная забастовка рабочих нефтяной отрасли в Бразилии, ни сгущающиеся тучи над Персидским заливом на слухах о возможных военных атаках на Тегеран со стороны Израиля и США.

Без сомнений подлило масло в огонь «сброса» нефтяных контрактов и намерение Президента США Д.Буша добиться возобновления добычи нефти на континентальном шельфе Америки, в первую очередь – на Аляске. Суммарные шельфовые запасы США могут составлять колоссальную цифру - 18 миллиардов баррелей нефти. Хотя, и переоценивать влияние этого фактора не стоит.

Итак, многие эксперты предрекают дальнейший «сброс» нефтяных фьючерсов, которых в портфелях различных фондов и организаций накопилось, по меньшей мере, на 150 миллиардов долларов. В зависимости от того, когда инвесторы «вошли в игру» и по какой цене продадут фьючеры, сделка пока сулит достойную прибыль.

В нынешнем году, когда нефть выросла в цене на 44%, эксперты заговорили о том, что ценовую спираль вздувает не реальный спрос, а спекулятивная игра с сырьевыми фьючерсами, сулившая стабильные прибыли. Всплески цены на нефть неизменно совпадали с падением доллара и объяснялись хеджированием рисков в нефтяных фьючерсах. Многие политики стали лоббировать законодательные ограничения на покупку фьючерсов. Но! Ведь и доллар на минувшей неделе достигал своего исторического минимума по отношению к евро! И 15 июля, оба нижних пика совпали, и бежать стало некуда.

Понятно, что рост спроса на нефть не существовал в реальности ни в США, ни в Европе. По поводу дальнейшего развития событий есть два возможных варианта. С одной стороны, возможно, что «пузырь» на рынке нефтяных фьючерсов в минувшие дни не лопнул, а лишь немного «сдулся». Возможны еще несколько повышательных «контратак» на уровень цен. Но если ситуация в развивающихся странах ощутимо хуже, чем ожидалось, то, в конечном счете, это приведет к переизбытку предложения. И вот тогда «пузырь» лопнет по-настоящему.

С другой, возможно, что обвал едва ли продолжится, и, оставаясь относительно волатильной, цена закрепится около отметки в 130 долларов за баррель, поскольку операторы рынка не перевернули свое сознание «в обратную сторону». В пользу этой версии имеется весьма серьезный аргумент – тревожная ситуация на мировых фондовых рынках. По имеющейся информации, сегодня в портфелях спекулятивных и хедж-фондов достаточно высока доля «живых» денег. На какой-то из рынков они должны быть направлены. Вряд ли таковым станет фондовый рынок, невысока вероятность, что их заинтересует трейдинг forex. Следовательно, деньги могут быть направлены на товарные рынки.

С другой стороны, а можно ли из этого сделать вывод о том, что денежные средства пойдут именно на рынок нефти и поднимут цены? Пожалуй, нет! Почему бы не переместить спекуляции на золото или пшеницу, медь или какао-бобы?!

Не стану утверждать, что четыре дня минувшей недели окажут столь же серьезное влияние на ход мировой истории, какое оказали события, описанные в «Семнадцати мгновениях весны». И тем не менее, мир увидел долгожданное событие – оказывается, цены на нефть не потеряли способности резко падать. В нашем случае – на 16 долларов за баррель. Полагаю, что не стоит недооценивать психологического влияния этого факта.

                                                                                                               Григорий Быков-Цепенюк

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт