%29 %060 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Тяжелые фундаментальные причины Все статьи Версия для печати На главную
24.10.2008 11:15

Среди многочисленных научных работ Пола Кругмана, получившего на позапрошлой неделе Нобелевскую премию по экономике, его вклад в теорию валютных кризисов обсуждался чуть ли не меньше всех остальных достижений. Почему? Просто нынешний международный финансовый кризис поначалу не имел никаких «валютных» компонент, типичных для прошлых экономических кризисов в развивающихся странах.

Последние дни радикально поменяли ситуацию. Это может показаться невероятным, но ЦБ России, обладающий одним из самых больших валютных запасов в мире, столкнулся с необходимостью «защищать» рубль. Не обращая внимания на размер валютных резервов (или обращая слишком много внимания на то, что за два месяца российский Центробанк потерял 67 миллиардов долларов), население России бросилось скупать доллары.

В Украине ситуация не лучше – гривна упорно и порой успешно штурмует отметку «6». При этом позиция НБУ по большому счету не просто не внятна, а даже не особо известна. Последнее из однозначных утверждений руководителей Нацбанка – «мы не будем участвовать в работе межбанковского рынка потому, что там происходит спекулятивная атака на гривну».

Изменение макроэкономической обстановки - ухудшение условий торговли (падение цен на металл и продукцию химической промышленности) и снижение ожидаемых темпов роста экономики нашей страны ведет к ослаблению реального курса гривны. Лучшей политикой Нацбанка было бы не препятствовать этому ослаблению, то есть позволить плавную девальвацию гривны. В то же время панические - пусть и несколько иррациональные - действия населения требуют осторожного отношения к девальвации: а вдруг снижение курса гривны будет воспринято населением и игроками на рынке как сигнал о неуверенности Нацбанка?

Один из основных тезисов Кругмана, имеющих отношение к нынешней ситуации, состоит в том, что спекулянты не могут быть главной причиной обрушения той или иной валюты. Спекулянты появляются тогда, когда денежные власти пытаются поддерживать валютный курс, который не соответствует фундаментальным экономическим показателям. Даже Джорджу Соросу, «короткие позиции» которого в 1992 году достигали 15 миллиардов долларов, Кругман отказывает в существенной роли: возможно, он ускорил падение британского фунта, но само падение было предрешено фундаментальными причинами. На валютных рынках кризисы облегчаются тем, что этот рынок трудно «закрыть» - обычные граждане легко продают и покупают валюту. Кроме того, если ожидается падение какой-то валюты, продавать ее становится рациональной стратегией для всех участников рынка, а не только спекулянтов.

Фундаментальные показатели дают очень простой ответ на вопрос о том, может ли в нынешних обстоятельствах гривна быть объектом спекулятивной атаки, аналогичной той, которая обрушила в 1992 году фунт стерлингов или в 1998-м российский рубль. Нет, не может: при нынешнем курсе (возьмем для простоты подсчетов - 6 гривен за 1 доллар), объемах золотовалютных резервов (35 миллиардов долларов) и денежной базы (125 миллиардов гривен) Нацбанк может скупить на имеющиеся у него доллары все обращающиеся гривны.

Теоретически обрушить валюту можно и в такой ситуации через механизм коротких продаж: можно занять гривны на несколько месяцев, продать их сегодня, рассчитывая на то, что, когда придет время возвращать занятое, гривна подешевеет. Эта схема имеет смысл тогда, когда ожидается девальвация. Так вот, такая схема у нас невозможна просто потому, что участникам рынка негде, кроме как у Нацбанка, занять в гривнах сумму, при которой атака, подобная соросовской атаке на фунт стерлингов в 1992 году, могла бы иметь смысл. А Нацбанк использовать свои средства для такой цели не позволит. По крайне мере, хочется в это верить.

Казалось бы, тот факт, что нет никаких рациональных причин ожидать резкой девальвации гривны именно в результате спекулятивной атаки, говорит о том, что возникшая на этой неделе большая паника среди населения быстро уляжется. Это так, если проблема чисто макроэкономическая: поскольку, как уже выяснялось выше, у Нацбанка хватит денег, чтобы поддержать курс, те, кто, паникуя, покупают доллары по 6 гривен, будут наказаны. Если же причина паники - недоверие к политическим институтам, то ситуация сложнее. Например, граждане могут не верить данным НБУ о золотовалютных резервах или сомневаться в том, что они будут использованы для поддержания курса гривны.

Но сейчас суть именно в другом. Дело в том, что для ощутимого и существенного ослабления курса гривны сложились объективные фундаментальные предпосылки. Важнейший для курса национальной валюты показатель – сальдо внешнеторгового баланса является отрицательным на протяжении длительного времени, с конца 2006 года. При этом, отрицательное сальдо начало активно возрастать в период второго премьерства Юлии Владимировны.

И если до начала лета оно в какой-то степени перекрывалось положительным сальдо счета текущих операций платежного баланса - в основном из-за поступлений иностранного капитала в финансовый сектор – то по мере нарастания международного экономического кризиса приток денег нерезидентов в нашу страну иссяк, как слабый ручей в пустыне Сахара. Более того, в конце лета иностранные бизнесмены стали активно выводить деньги из Украины – в силу необходимости поддержать ликвидность в США и Европе, из-за обострения политической и ухудшения экономической ситуаций в Украине.

К сожалению, руководители правительства и НБУ длительное время успокаивали себя и население тем, что дефицит торгового баланса на сумму, более чем 10 миллиардов долларов не грозит стабильностью гривне, ссылаясь на поступления иностранных инвестиций. Чтобы делать такие выводы нужно либо:
а) не разбираться в экономике
б) откровенно лгать
в) не изучать структуру поступающих в Украину иностранных инвестиций (как подвариант – изучать, но безрезультатно)
г) не понимать, что подавляющее большинство поступлений из-за рубежа в финансовый сектор Украины имеют сугубо спекулятивный и краткосрочный характер (как подвариант – понимать, но откровенно лгать)

Тем не менее, премьер-министр, руководители Нацбанка, некоторые другие чиновники весной и летом этого года призывали украинцев избавляться от долларов и евро, конвертируя их в национальную валюту Украины. Остается надеяться, что в силу давно сформированной традиции население власти не доверяет. Правда, тем же занимались некоторые вроде авторитетные финансовые аналитики. Вероятно, это должно отразиться на их репутации.

Еще один фундаментальный фактор – не может в стране, где инфляция в годовом исчислении составляет 25% годовых, укрепляться национальная валюта против валют тех стран, где инфляция в годовом выражении составляет 4,5 % (США) и 4% (страны зоны хождения евро). Но, в нашей стране, как выясняется, может быть все – гривна была насильно укреплена весной-летом текущего года в рамках мер по борьбе с инфляцией. Украина показала, что может добиваться опровержения законов экономики. Правда, ненадолго.

Важнейший «детективный» вопрос – кому это выгодно? Если исключить ту часть населения, которая прозорливо держит свои сбережения в иностранной валюте, неизбежная с точки зрения фундаментальных макроэкономических причин девальвация гривны несет изрядную выгоду металлургическим и химическим предприятиям. Первым это сейчас особенно важно – мировые цены на стальной прокат резко снизились, что грозит отечественным металлургическим «баронам» серьезными убытками. Курс национальной валюты в 6, а лучше – 7 гривен за доллар способен серьезно поднять им настроение. И даже предоставить возможность финансово поддержать те или иные политические силы.

Например, те, которые сейчас сдерживают руководство Нацбанка от бездумной попытки в борьбе с мифическими валютными спекулянтами «слить» все золотовалютные резервы ради святого дела – сохранения курса гривны. Кстати, можно снова вспомнить тезис Пола Кругмана: если фундаментальных причин для валютного кризиса нет, паники самой по себе можно не бояться. Но, это – не про нас.


Станислав Королюк

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт