%28 %408 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Крушение идолов Все статьи Версия для печати На главную
16.02.2009 16:26

У министра образования Ивана Вакарчука появилась новая большая забота. Она поглощает почти все рабочее время, тем более стиль его работы сильно напоминает давнее ющенковское сидение в Кабмине. Виктор Андреевич приезжал на Грушевского к 12, со скукой часок расписывал документы, потом обедал, обсуждал с Жулинским важнейшие вопросы развития трипольской цивилизации, иногда слушал приводимый любимым гуманитарным вице-премьером народный хор и к четырем отправлялся домой писать пейзажи. Вакарчук, правда, усовершенствовал методу – на работе он появляется пару раз в неделю, занимаясь исключительно тендерами на учебники и накачками замов по контролю за полным искоренением русского языка в учебных заведениях.

Ныне у популяризатора в школьных учебниках «Океана Эльзы» появилась новая забота. Нашеукраинский огрызок в Верховной Раде (получивший название группы «За Украину!») направил ему возмущенное письмо за подписью Славы Кириленко, что Донецкий Национальный Университет до сих пор не носит имя Василя Стуса, хотя покойный поэт является его выпускником. Бывший неудачливый зиц-председатель Фунт «Нашей Украины» потребовал в срочном порядке обеспечить присвоение ВУЗу имени бывшего политзаключенного. Одновременно аналогичное поручение пришло Вакарчуку лично от Ющенко (вероятно, обострение наступило со Славой параллельно, хотя и не сезон) и, его выполнение было взято под контроль Секретариатом.

И тут от усердия министра переклинило. В условиях, когда учителя не получают вовремя даже причитающиеся им копейки, а ВУЗам (разумеется, за исключением Львовского университета) резко обрезано финансирование, он не нашел более полезного занятия, чем организация массированного прессинга на преподавателей ДоНУ. Особую активность Вакарчуку прибавило то, что заукраинцы наябедничали об обсуждении дончанами возможности присвоения университету имени совсем другой исторической личности – бывшего первого секретаря Донецкого обкома КПУ (в 1953-75 годах) Владимира Дегтярева. Вообще-то говоря, идея достаточно логичная. Именно во время дегтяревского руководства областью произошло становление Донецка как крупного современного города и именно ему университет обязан своим появлением и превращением в один из ведущих учебных и научных центров Советского Союза. Несмотря на сопротивление Шелеста, Дегтярев сумел в 1965 году пробить в Москве решение Политбюро о преобразовании пединститута в университет и, все последующие годы, всячески обустраивал его материальную базу.

Понятно, что оранжевые, по определению, не могли воспринять увековечение памяти коммунистического деятеля и, это придало им дополнительное рвение в попытке протолкнуть Стуса.

Министр заверил, все сильнее пухнущего от боли за «неньку», Кириленко, что он все организует. И крупно ошибся. Несмотря на массированное давление и подключение ценителей поэзии Стуса в штатском из Донецкого УСБУ, обтяпать изъявление «народной воли» не удалось. В поддержку Стуса подписалось всего несколько студентов из специально профинансированной группы «Поштовх» (члены которой входят в местные ячейки «Нашей Украины», «Свободы» и УНА-УНСО), что представили как «инициативу масс». Пришлось заняться откровенным жульничеством – на министерские деньги организовали анонимное(!) интернет-голосование на специально созданном сайте и его результаты (500 голосов поддержки) были выданы за поддержку студентов ДонНУ. Последний удар по мечте о стусизации университета нанесла конференция студенческого самоуправления. Вопрос о присвоении имени Стуса дал следующие результаты: за – 1, против – 177, воздержалось – 9.

Как видим, времена, когда можно было ломать преподавателей и студентов через колено, безвозвратно ушли. Еще более очевидно, что на наших глазах рушатся новые мифы, которые оранжевый режим пытался сакрализировать с еще большей активностью, чем некогда коммунисты свои. Ведь Стус в современной украинской мифологии святой, почти что, одного уровня с Шевченко, гениален и неприкасаем. Какое-то время это никого особо не интересовало – в 2001 году установление на здании филологического факультета беспрецедентно пышной и безвкусной мемориальной доски в его честь прошло совершенно спокойно. Но, времена меняются и, фальшивая позолота на идолах начинает раздражать.

Во все более радикализирующейся и поляризирующейся Украине, попытка воздвигнуть Стуса на немыслимо высокий пьедестал, закономерно заставила внимательно всмотреться – кому нас хотят заставить подражать.

Относительно поэтического таланта Стуса можно быть, разумеется, разного мнения. Но, откровенно говоря – гениальным или даже просто талантливым литератором его считает только группа национал-радикальной оранжевой, скажем условно, интеллигенции. А для, сколько-нибудь объективного, читателя видна не только зачастую поэтическая беспомощность, но и выраженная в стихах, откровенная русофобия. Процитируем, скажем, следующие строчки:

Утро серое в тумане - я раскрыл окно,
баба серет за дровами, серет уж давно,
полупьяненький солдатик девку еть ведёт,
прислонившись у забора мужичёк блюёт,
вижу лужу, в луже тёлка тихо-тихо ссыт,
вот вам русская сторонка, деревенский быт.
(В. Стус, "Твори у чотирьох томах", том 3, книга друга, стр.448)

Подобные строки мы должны пропагандировать и представлять, написавшего их, великим национальным поэтом? Это «наше все»? Подавляющее большинство стихотворений Стуса написаны в таком стиле или как бессильное подражание плачу Шевченко по всеми обижаемой «неньке» Украине. Впрочем, дело даже не в величине поэтического дара Стуса. Тем более, что и власть представляет его не столько как поэта, сколько в качестве великого гражданина, образца патриотизма, морали и нравственности. Однако, стоит почитать высказывания этого «образца», как предстает подлинный образ неприкрытого ксенофоба.

Возьмем его очерк «Дещо з думок наших попередників про національне питання на Україні», где написано следующее: «Міське населення в українських містах рекрутується в основному за рахунок наїжджих росіян (у 1959 році, в порівнянні з 1926 роком міське населення російської національності зросло на 30,7 %, а української національності тільки на 26,2 %. Ще б разючішою була ця різниця, якби взяли, скажімо, для такого порівняння 1955 рік — коли було відмінено паспортизацію сільського населення — і 1967 рік). Росіяни становлять серед міського населення України 27 % (і це при 16,9 %, які вони складають до всього населення республіки), або на 10,1 % більше від норми, тобто живе їх у містах понад норму 4.227.769 чоловік, займаючи законне місце для українців. Отже, тільки через росіян 4.227.769 українців не мають змоги жити в українських містах. Коли ж добавити сюди ще й євреїв, які майже всі живуть у містах і користуються російською мовою, то серед міського населення буде вже понад 31 % неукраїнців (тобто некорінного населення республіки). Отже, понад 5 мільйонів українців не можуть зайняти свого законного місця в містах, не можуть користуватися всіма отими перевагами, які дає життя у місті в порівнянні з помешканням на селі, не можуть брати найактивнішу участь у творенні самої культури української нації. Скільки серед тих понад п'яти мільйонів гине щодня, щогодини безслідно Шевченків, Франків, Бортнянських, Кошиців, Лисенків, Драгоманових, Грушевських, Яворницьких!”

Стус также описывал, как несчастные украинцы угнетаются «чужинцями» и читая эти строки, понимаешь, что им должна была заниматься не правоохранительная система, а медицина: «Вище офіціантки, двірника, прибиральниці, муляра, чорнороба кар'єра українця, що вирвався якимось побитом із села, в українському місті й не піднімається». Кем надо быть, чтобы писать такое, после того, как специально устанавливались обязательные квоты в ВУЗах для выходцев из сел, куда принимали при любом уровне знаний и тянули до получения диплома. Да посмотреть на наше советское наследство - Кравчуков, Кучм, Ющенок и вопросы отпадут сами собой. Надо быть или совершенно ослепленным ненавистью, чтобы писать такое, или иметь проблемы с психикой.

Фактически «великий правозащитник», честь и совесть нации пишет, что русские и евреи в городах (да и вообще в Украине) лишние и занимают места «истинных украинцев», что надо их, «наїзжих» попросить. Подобные мысли для бывшего выпускника Донецкого госуниверситета – не исключение, а система. В этом суть мировоззрения Стуса – во всем у него виноваты русские и евреи, а Украина может «возродиться» только избавившись от них. Кстати, по действующему УК, подобные высказывания четко подпадают под статью о разжигании межнациональной вражды.

Если расставить все точки над i, то надо прямо сказать – никогда Стус не был правозащитником и ничего не было для него более отвратительного, чем демократические ценности. Он боролся с коммунистическим тоталитаризмом не потому, что это был тоталитаризм, а потому, что для него это был тоталитаризм неправильный. Его возмущали не методы, а цели. К национал-фашистскому бандеровскому тоталитаризму он относился с придыханием, не зная меры, восхвалял УПА и его кровавых главарей.

Стус, практически слово в слово, говорил тогда то же самое, что Тягнибок сегодня. Так за что преклоняться перед Стусом? Только за то, что он сидел? Никто не спорит – личной храбрости у него хватало. Он потому так презрительно писал о Яворивском, Павлычко, Драче, что они, будучи его единомышленниками, предпочитали расстилаться перед ЦК, получать ордена и премии.

Однако даже в гитлеровских концлагерях сидели не одни ангелы. Наряду с антифашистами, там и были и члены антигитлеровской нацистской группы Штрассера, считавших, что фюрер исказил идеалы национал-социализма. Только никто их в демократической Германии не превозносит, как пророков.

Понятно, почему коллектив ДонНУ не захотел носить имя человека, делившего жителей Украины на своих и врагов по национальному признаку и являвшегося сторонником этнических чисток.

Потерпев поражение в Донецке, Ющенко с Вакарчуком решили «пробить» вопрос через парламент - на этой неделе Кириленко, наевший на страданиях за народ, третий подбородок, выносит на голосование постановление о переименовании ДонНУ. Не надо быть большим аналитиком, чтобы понять его заведомую непроходимость. Не говоря уже о позиции КПУ и ПР, против проголосуют практически все члены фракции БЮТ. Время тяжелое, Юле перед президентскими выборами надо заручиться поддержкой Юго-Востока, для чего послать подальше националистических маразматиков. Недаром областная организация БЮТа, по звонку из Киева, вместе с коммунистами и регионалами, возмущалась давлением, оказываемым на ВУЗ.

Впрочем, учитывая окончательное помутнение разума человека, считающего себя президентом, можно не сомневаться – урок впрок не пойдет. После провала со Стусом, следует ожидать очередной гениальной инициативы Банковой – скажем, попытки присвоения Одесскому университету имени Бандеры.

Андрей Серебряков
 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт