%24 %908 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Дмитрий Фирташ. «Головные боли-2009» Все статьи Версия для печати На главную
20.01.2010 13:54

2009 год принес украинцам много и радостей, и неприятных неожиданностей. Естественно, для некоторых избранных наших соотечественников проблемы народа – капля в море, точно так же, как и радости – не стоящий внимания пустяк. У олигархов и сильных мира сего в год Быка слишком многое было поставлено на кон. Да, бесспорно - как и каждый год до этого, но, нельзя не согласиться, что, как бы там ни было, всегда интересно узнать, чем именно будоражили избранных «сынов общества» двенадцать последних месяцев. Переходя на личности, обратим внимание на то, что у бизнесмена Дмитрия Фирташа, например, годик выдался жаркий – сплошные нервотрепки да крохи предпринимательского счастья.

Нет, Фирташ не оказался на паперти с протянутой рукой, до этого не дошло (да и вряд ли, судя по всему, он допустит, чтобы такое произошло). Просто у уважаемого бизнесмена в течение всего года постоянно где-то «трещало по швам», и появлялись поводы выпить валерьяночки для успокоения шалящего сердечка. В большинстве случаев «спасибо» за это нужно сказать не кому другому, как многоуважаемой Юлии Владимировне Тимошенко. Мало того, что с самого старта 2009-го она «порадовала» Дмитрия Васильевича устранением «RosUkrEnergo» из схемы украинско-российских газовых отношений, в течение всего года леди-премьер по всем возможным фронтам «бомбила» его бизнес, фактически начав войну за активы одиозного бизнесмена.

Говоря о газовом «фронте» боевых действий между Фирташем и Тимошенко следует заметить, что ожидать не лучшего развития событий для Дмитрия Васильевича следовало еще с 2008 года, когда премьер прямо дала понять, что настроена выжить его с рынка поставок туркменского газа в Украину. Еще в марте позапрошлого года Юлия Владимировна решительно заявляла о том, что RosUkrEnergo будет устранена из схемы украинско-российских газовых отношений. Однако, то ли отсутствие повода для такой «кары», то ли расчет на достижение делового компромисса с Фирташем привели к отсрочке решительных действий Тимошенко в избранном направлении. Уникальную возможность осуществить давнюю мечту свергнуть Фирташа с газового «трона» премьер-министр получила только после того, как 1 января 2009 года Россия прекратила поставки газа в Украину. Будучи женщиной смышленой, Юлия Владимировна сразу смекнула, кто в данном деле должен стать крайним, и развернула крупномасштабную операцию «нейтрализация» против RUE.

В данном материале мы не будем судить, кто был прав, а кто виноват в прошлогодней ситуации с газовым «мини-кризисом». Важно другое – нацелившаяся на получение контроля над российско-украинскими газовыми поставками Тимошенко смогла таки выжить конкурента. В ход пошли характерные для Тимошенко «стратегические приемы»: и обвинения компании Фирташа в срыве газовых переговоров между Киевом и Москвой в конце 2008 года, и удержание правительством в качестве долга 11 млрд. кубометров газа, принадлежащего RosUkrEnergo. Обоснования Юлии Владимировны, при этом, хоть и желали лучшего, как говориться «прокатили». Украинский премьер блестяще справилась с поставленной задачей – Фирташ и из межгосударственной газовой схемы в итоге «выпал», и до сих пор не может отобрать у нее свои углеводороды. Правда, Дмитрий Васильевич все еще не теряет надежды отсудить у Тимошенко газ – известно, что в ноябре 2009 года контролируемый им Centragas Beteiligungs Holding AG (Вена) направил письмо правительству Украины о начале судебного разбирательства в соответствии с Энергетической хартией в отношении экспроприации у компании RUE в январе 2009 года 11 млрд куб. м газа НАК «Нафтогаз Украины».

Воодушевленная таким успехом первой битвы с Дмитрием Васильевичем, Тимошенко впоследствии целый год «не давала прохода» бизнесмену. Все дело в том, что в Украине у него есть что отнять - «Ровноазот», например. В августе правительство заговорило о своем намерении обратиться в Фонд госимущества (ФГИ) для рассмотрения вопроса о возвращении в госсобственность этого подконтрольного Фирташу предприятия. Причиной для такого шага со стороны Кабмина стало (по «версии» Тимошенко, конечно же) невыполнение покупателем предприятия взятых на себя при покупке этого предприятия инвестобязательств. Тимошенко по этому поводу говорила следующее: «Мы будем инициировать проверку ФГИ договора о приватизации. Когда приватизировали «Ровноазот», не было записано, что будут увольнять трудовой коллектив и разрушать предприятие».

Естественно, сам Дмитрий Фирташ далеко не ангел и нет никаких гарантий того, что он под давлением кризиса не решился сэкономить на этом предприятии. Но, учитывая объективные факторы, подтолкнувшие бизнесмена начать сокращения на «Ровноазот», именно Тимошенко в данном случае воспринимается с негативной стороны - не иначе как в роли «рейдера», создавшего все условия для успешного захвата чужого предприятия. «Ровноазот» в прошлом году простаивал (начиная с мая), поскольку при установленной стоимости природного газа в Украине и мировой конъюнктуре цен на минудобрения их производство было нерентабельным. По данным Европейского совета химпромышленности, стоимость тысячи кубометров газа для украинских предприятий минимум на 34 доллара выше, чем в странах Евросоюза. Примечательно, что 14 августа Нацкомиссия регулирования электроэнергетики приняла решение снизить на 16,5% цену газа для производителей азотных удобрений. Но по распоряжению премьера «Ровноазот» в список «льготников» не попал, из-за чего и был вынужден объявить о планируемом сокращении штата на 1,5 тыс – до 4,1 тыс человек.

В принципе, не имея доступа к поставкам туркменского газа, а, следовательно, не имея возможности снабжать природным газом свое химпредприятие углеводородами по приемлемым ценам, Фирташ уж было собирался продавать «Ровноазот» (по слухам, структурам близким к «Газпрому»), но тут на тебе – Тимошенко со своими палками в колеса. Дмитрий Васильевич мог бы, конечно, ускорить процесс продажи «балластного» актива, если бы не кризис – период, когда мало кто решается сорить деньгами, тем более на покупку предприятия в положении, в котором оказался «Ровноазот». В такой ситуации леди-премьер получила преимущество – время, за которое могла бы через суды вернуть химактив в госсобственность. Ну, как здесь не накапать валерьянки? Однако, в итоге, Тимошенко не довела начатое до конца: президентские выборы, опять же – скандал с приватизацией «Одесского припортового». Учитывая ставки в этих – более крупных играх, разумеется, что «войнушки» за ровненский химзавод отошли у премьера на другой план.

Не меньше нервов испортила Дмитрию Фирташу и ситуация с истечением срока аренды Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа контролируемой бизнесменом Ostchem Group. Срок аренды обоих горно-обогатительных комбинатов истек 5 сентября прошлого года, и государство решило отозвать у фирташевского «Крымского титана» лицензию на разработку Иршанского и Вольногорского месторождений ильменитовых руд. Дмитрий Васильевич наверняка ухватился за голову обеими руками, услышав новости о том, что Тимошенко проявляет решимость навредить еще и его титановому бизнесу. Не долго думая, отреагировал на происходящее Фирташ довольно «эмоционально» - затеял судебные разбирательства с государством с целью продления срока аренды госпредприятий.

Как уже писал «Олигарх» в данном случае бизнесмен проявил завидные сообразительность и смекалку, организовав много шуму там, где на самом деле и пикнуть-то не имел права. Многие адвокаты высказываются о том, что аргументация позиции Ostchem Group весьма и весьма сомнительна. Речь идет о комбинатах, которые находятся в госсобственности, а отсюда, по факту окончания срока аренды, государство вольно распоряжаться собственным имуществом на свое усмотрение, и не должно отчитываться об этом перед арендатором. Однако, Дмитрий Васильевич все равно решился на судебные разборки, поскольку понимал, насколько ощутимой «подножкой» это может стать для Тимошенко, пытающейся на базе упомянутых ГОКов организовать работу нового госхолдинга «Титан Украины». В ходе судебных разбирательств и на основании приказа «Крымского титана» работа по созданию на базе ГОК госпредприятий, которые леди-премьер планировала включить в ГХК, была прекращена. В принципе, в данном случае Фирташу удалось взять хоть какой-никакой реванш за все те головные боли, которые ему причинила Юлия Владимировна в течение 2009 года.

И все же, эта месть Дмитрия Васильевича была просто ничтожной по сравнению с тем, какую грандиозную «свинью» подложила ему Тимошенко практически в самом конце 2009 года. Речь идет о заявлении правительства о намерении передать газораспределительные сети от облгазов дочерней компании НАК «Нафтогаз Украины» - «Нафтогазмережі». Если кто не знает, 2/3 газораспределительных сетей в Украине контролирует именно совладелец RUE. Под его «опекой» облгазы в Волынской, Винницкой, Закарпатской, Кировоградской, Львовской, Ривненской, Черкасской, Черниговской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Запорожской, Днепропетровской, Житомирской, Николаевской, Херсонской, Тернопольской и Сумской областях. То есть, не надо быть экспертом в газораспределительной сфере, чтобы понять с какой именно целью Тимошенко начала раскручивать тему «национализации» газовых труб и вентилей в Украине. Причины отъема у Фирташа газовой сетки Тимошенко подыскала легко и просто – премьер оставила на совести бизнесмена 8 млрд. грн. неплатежей облгазов «Нафтогазу Украины».

Принимая во внимание то, что, повторимся – Фирташ сам далеко не ангел – и изначально занимался «прихватизацией» облгазов с целью личного обогащения, не будем говорить о том, что Тимошенко в данном случае обидела Дмитрия Васильевича несправедливо, исключительно из личной неприязни и примитивного желания обворовать бедолагу-бизнесмена. Принимая во внимание «цену вопроса» в ситуации с попыткой передела газоснабжающих компаний, а именно – возможность теневой торговли газом от так называемых технологических «потерь» - можно сказать, что Тимошенко в данном случае пыталась восстановить справедливость и пресечь безнаказанное воровство Фирташа. Но, опять же, только на первый взгляд.

Имеются причины полагать, что, пытаясь отнять у Дмитрия Васильевича газораспределительные сети, премьер-министр заботиться отнюдь не о государственных интересах. А все потому, что нынешний глава «Нафтогазмереж» Виталий Гнатушенко в свое время занимался проблемами металлургического крыла «Индустриального Союза Донбасса» - возглавлял ООО «Украинская горно-металлургическая компания» (соучредители - Елена Гайдук и Сергей Тарута), был вице-президентом консорциума «Индустриальная группа», в основателях которого числится ЗАО «Визави», созданное Еленой и Денисом Гайдуками. Один из главных экс-шефов Гнатушенко, при этом, числится советником Юлии Тимошенко – это Виталий Гайдук, если кто не знает. Вероятность того, что правительство и премьер активизировали свои усилия по «национализации» газовых сетей именно в интересах семейства Гайдуков увеличивается и после «новогодней» продажи Виталием Гайдуком свое доли в ИСД россиянам. Не потому ли он так легко избавился от бизнеса, что уверен в заходе на другое, не менее доходное чем металлургия поле деятельности? Фирташу в таком случае приходится надеяться разве что на результат выборов… В этом отношении, пока поводов для головной боли вроде как нет…

На последок следует припомнить еще один неприятный момент в бизнес-жизни Дмитрия Васильевича. В конце 2009 года выяснилось, что с января 2008-го по октябрь прошлого года Фирташа самым наглым образом обворовывали. Речь идет о «проделках» Иштвана Гоцци - генерального директора венгерского газового трейдера Emfesz, ранее принадлежащего совладельцу «РосУкрЭнерго», который «передал» Emfesz компании Rosgas. Кроме того, в прессе появилась информация, что Гоцци начал выводить деньги из компании на сейшельскую оффшорку Integrity еще до смены собственника компании. Оффшорка эта якобы косвенно связана с нынешними владельцами Emfesz — бизнесменом Сергеем Прокопьевым, его партнерами Игорем и Олегом Путиными, а также Евгением и Валерием Букиными. Схема кражи средств у Фирташа следующая - сначала деньги переводились кипрской «дочке» Emfesz - Darisima Investments, а та, в свою очередь, с мая 2008 г. перечисляла эти средства Integrity. С 23 января 2008 г. по 19 октября 2009 г. Darisima Investments получила от Emfesz $43,1 млн и €8,2 млн. «на увеличение уставного капитала», но потом большую часть этих денег - $31,5 млн. и €3,3 млн. — перевела Integrity. При этом уточнялось, что оффшорка получила свыше €20 млн. еще до смены собственника газового трейдера. То есть, грубо говоря, уворовали у Дмитрия Васильевича аферисты капитал.

Но буквально на этой неделе у Фирташа появился повод для радости - экономическая коллегия Центрального суда Будапешта по иску фирмы Mabofi Holdings Ltd вчера признала недействительным решение Венгерского энергетического офиса (ВЭО) от 29 апреля 2009 года об утверждении сделки о приобретении Rosgas 100% собственности в фирме Emfesz KMT.

Вот с таким «багажом» и вошел Дмитрий Фирташ в год белого железного Тигра. Будем надеяться, что Змее (по китайскому гороскопу бизнесмен родился в год этой рептилии) в стартовавшем году не придется брызгать ядом, даже, несмотря на то, что по прогнозу на год у нее «могут появиться затруднения в финансовой сфере».

Леся Жашкова


 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт