%28 %526 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Угольное «эхо» Леди Ю Все статьи Версия для печати На главную
11.03.2010 16:30

Судить о том, над чем так усердно «Вона працювала» в течение всего премьерского срока, сегодня можно отталкиваясь от конкретных результатов «трудов» Юлии Тимошенко на должности главы Кабмина. Например, можно утверждать, что критическая ситуация на рынке экспорта украинской электроэнергии, равно как и в электроэнергетике в целом, полностью лежит на совести Леди Ю. Осуществленные ею год назад действия привели к тому, что сейчас генерирующие «экспортное электричество» компании перешли на энергообеспечение внутреннего рынка Украины. Экспорт украинского электрического тока в Европу «замер», и сегодня никто не может сказать определенно - на какой срок.

Сейчас обеспечивающий 100% энергопоставок в страны Европы «Бурштынский энергетический остров» осуществляет поставки электроэнергии только для внутренних потребителей. Обладающая возможностью экспортировать 500 МВт ежегодно энергетическая площадка, в состав которой входят три электростанции (Бурштынская ТЭС, Калушская ТЭЦ и Теребля-Рикская ГЭС), вынуждена «искрить» только на «нэньку» по ряду причин. Одна из них, и самая главная - на складах Бурштынской ТЭС не имеется необходимого для экспортного производства электротока объема топлива. В соответствии с комментариями представителей Минтопэнерго в данный момент на Бурштынской электростанции критический запас угля, который не позволяет обеспечить производство необходимого количества электричества.

Следует заметить, что на первый взгляд проблема остановки экспорта электричества из Украины воспринимается, как комплексная. Кроме того, что энергогенерирующие мощности не способны произвести необходимое для экспортных поставок электричество из-за дефицита топлива на Бурштынской ТЭС, продажи тока остановились еще и из-за того, что в текущем году провалилась реализация ежемесячных экспортных объемов с «Бурштынского острова». Так, в январе месяце компании «Западэнерго» и «Востокэнерго» приобрели право на экспортные поставки 100 и 150 мегаватт, соответственно, в течение года, но, в феврале никто не соизволил докупить оставшиеся 250 МВт на ежемесячных аукционах. Официальные источники в правительстве объясняют нежелание компаний закупать экспортные объемы тем, что европейские покупатели потеряли интерес к украинскому току и не хотят его приобретать в силу завышенной стоимости.

На самом же деле, в правительстве кривят душой, объясняя нежелание украинских компаний покупать экспортное электричество для реализации в течение месяца такой позицией европейцев. До сих пор «экспортный киловатт» продавался за границу стабильно и пользовался хорошим спросом, несмотря на высокую цену, установленную «Укрэнерго». Потому логично, что будь цена на украинский ток неприемлемой для Европы, спрос на него упал бы гораздо раньше. Определяющим моментом в ситуации со срывом ежемесячных закупок экспортного электричества является не что иное, как упомянутый дефицит твердого топлива на «Бурштынском энергоострове». Компаниям-экспортерам просто нечего покупать в силу ограниченных производственных возможностей электростанций.

Вот тут-то самое время заметить, что неприятности эти спровоцированы не чем иным, как мерами Кабинета министров Юлии Тимошенко, направленными в прошлом году на поддержку угольной отрасли. С апреля 2009 года правительство обязало предприятия, входящие в сферу управления центральных органов исполнительной власти закупать уголь исключительно у Государственного предприятия «Уголь Украины». Подобное предписание содержится в постановлении Кабмина № 285 от 2 апреля 2009 года, и сделано оно было якобы с целью поддержки угольной отрасли страны в кризисный период. По крайней мере, так официально заявила принятое предписание глава Кабмина. Однако, уже тогда можно было заключить, что «спасительные» для государственных угольных предприятий меры были обусловлены вовсе не экономической целесообразностью, а стремлением Юлии Тимошенко продемонстрировать шахтерам свою «материнскую заботу» накануне президентской избирательной кампании.

Со временем подозрения относительно истинных мотиваций леди-премьера в деле организации поддержки шахтеров превратились в досадную констатацию факта. Судя по производственным показателям деятельности отечественных государственных угольных предприятий стало понятно, что изначально рассчитывать на то, что в период кризиса они смогут удовлетворить спрос нуждающихся в угле госпредприятий, не приходилось. Так, добыча угля в Украине в 2009 году уменьшилась на 5%, до 71 млн т. При этом, добыча угля государственными шахтами сократилась на 15,3%, до 38,44 млн т, в том числе энергетического – на 16,6%, до 29,3 млн т. Уже исходя из этих цифр не удивительно, что на электростанциях «Бурштынского острова» наблюдается нехватка топлива. Если чиновники Кабмина на самом деле «працювали з нею» в кризисный период, они должны были предвидеть такие негативные тенденции, а, следовательно – не имели права подвергать зависящие от угля гособъекты стратегического и экономического значения риску остаться без топлива.

По итогу «созидательной» деятельности Тимошенко и Ко в прошлом году сегодня на поверку мы имеем рекордный дефицит угля не только на электростанциях, производящих электричество на экспорт, а по энергосистеме страны в целом . По словам президент Национальной акционерной компании «Энергетическая компания Украины» (НАК ЭКУ) Владимира Зиневича, сегодня на складах всех электростанций Украины находится 768 тыс. т. «черного золота», что является рекордно низким объёмом угля: «Такого за всю историю никто не помнит», - уточняет Зиневич. В критических условиях с поставками твердого топлива энергогенерирующим компаниям приходится использовать вместо угля природный газ и работать с отрицательной рентабельностью, поскольку цены на газ (тоже, кстати, установленные усилиями команды Тимошенко при подписании договоров с «Газпромом» 19 января 2009 года) не просто «кусаются», а «рвут с мясом». В сложившейся ситуации остается только догадываться, когда у отечественных электростанций закончатся деньги, чтобы платить за газ, и об экспорте тока из Украины придется забыть на неопределенный период. Может пора разрешить хотя бы экспортной энергогенерации закупать уголь у частных шахт?

Леся Жашкова


 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт