%28 %879 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Ошибка президента Все статьи Версия для печати На главную
15.06.2010 17:09

Наверное, сейчас преждевременно говорить об угрозах власти Януковича. Исполнительная вертикаль и коалиционное большинство в парламенте формируются как по мановению волшебной палочки. Выстраиваются в очередь на верноподданническую аудиенцию губернаторы. Никто не сомневается, что к концу года будет установлен всеобъемлющий контроль над местными советами. Бывшие соратники постепенно превращаются в верноподданных, а особо «талантливые» на глазах становятся льстивыми царедворцами. Даже олигархи, рьяно отстаивавшие свою автономность от любой предыдущей власти, почти смирились с превращением в челядинцев нового президента.

И рейтинг Виктора Фёдоровича растёт, а Юлии Владимировны, проигравшей ему выборы с отрывом менее, чем в три процента, падает. Отрыв Януковича от Тимошенко измеряется уже не процентами. Юлия Владимировна отстаёт в разы. Ещё пару месяцев такой же динамики и она отстанет навсегда, выпав в третью лигу украинской политики, в компанию к Ющенко и Витренко.

И всё это происходит без каких либо сверх усилий со стороны Януковича. Вообще без усилий. Практически без его участия.

Кроме Виктора Фёдоровича так же идеально ситуация складывалась лишь у Виктора Андреевича, имевшего в первые сто дней 70%-й рейтинг поддержки и парализованную оппозицию. Но и Ющенко уступает Януковичу. В конце концов, у третьего президента Украины премьером работала амбициозная Тимошенко, а у четвёртого трудится верный Азаров.

И, тем не менее, картина благостна лишь внешне. На Украине, как и в любой другой стране мира, но в несколько большей степени, чем в подавляющем большинстве развитых стран, власть первого лица (президента, канцлера, монарха) зависит не только и не столько от конституционных ограничений или традиций, сколько от готовности государственного аппарата (чиновников) добровольно подчиняться ему, а также политиков добровольно сотрудничать с ним. Таковая готовность обеспечивается неформальной народной поддержкой, придающей власти высшую легитимность и создающей потенциальную возможность для главы государства в кризисной ситуации апелляции напрямую к народу, минуя все остальные структуры и не связывая себя буквальным соблюдением конституционных ограничений. «Бояре» боятся «царя» не потому, что верят в его «божественное право» властвовать, а поскольку он может выдать на суд и расправу черни. Но и «царь» жизненно зависим от народной поддержки. Стоит ей ослабеть и в определённый момент бывший безоговорочный лидер вынужден либо согласиться на роль марионетки собственного окружения, либо исчезнуть из политики (а то и из жизни) в результате дворцового переворота.

В этом отношении демократия имеет лишь одно преимущество перед автократией – лимитируя каденцию главы государства, она избавляет политическую элиту от соблазна его насильственного свержения, позволяя через относительно короткий промежуток времени убрать потерявшего народную поддержку политика путём выборов.

Эту зависимость устойчивости власти от персонифицированной народной поддержки хорошо понимали многие политики прошлого, из нынешних же данным механизмом владеет и владеет блестяще лишь Владимир Путин, чей рейтинг более десяти лет не опускается в России ниже 60%.

Понятно (и пример Путина лишний раз подтверждает это), что для сохранения высокого личного рейтинга с народом необходимо вести кропотливую ежедневную работу. Проблему не может решить ни правительственный контроль над СМИ, ни всеобъемлющая пропаганда. Ющенко в начале своей каденции контролировал СМИ так, что никому и не снилось. Не оранжевых центральных телеканалов тогда не осталось вообще, из газет можно вспомнить разве что «Сегодня» и «2000», да несколько «Итернет»-ресурсов позволяли себе оппонировать президенту. Результатом же столь полного идеологического единства СМИ и власти стало выпуклое изображение ничтожности «мессии» с «майдана» и обвальное падение его рейтинга. Что же касается успехов пропаганды при нынешнем президенте, то как ни старается Анна Николаевна сделать из Виктора Фёдоровича литературоведа, ничего кроме насмешек и неприятностей это ему не приносит.

Вышеизложенное приводит нас к простому как правда выводу: работа власти с народом должна заключаться не в навязывании, с помощью государственной пропагандистской машины неких изобретённых политиками или технологами постулатов, вроде непереходящего значения голодомора в становлении и развитии укро-трипольской цивилизации, или необходимости «объединить Украину» на базе любви к «стрилэцькым писням», униатским попам и вышиванкам, а в определении и умелом педалировании (частично решении, частично пропагандистском использовании) тех проблем, которые волнуют большинство избирателей. При этом позиция власти должна быть чётко выраженной, понятной и близкой базовому электорату.

Большевики победили в 1917 году не потому, что обладали большим пропагандистским ресурсом. Ресурсов как раз было больше у их оппонентов. Но большевики выдвинули лозунг: «Заводы – рабочим, земля – крестьянам, мир – народам», - то есть пообещали то, о чём мечтало подавляющее большинство населения страны.

Янукович получил поддержку населения Украины задолго до того как стали видны какие-то конкретные результаты деятельности сформированного им правительства и вопреки репутации премьера Азарова, которого несправедливо но уверенно, большинство избирателей (даже симпатизирующих регионалам) считает не более чем прессом для выжимания всё новых налогов в бездонную бочку государственного бюджета. Более того, большая часть избирателей заранее не верит в действенность экономических реформ (экономической политики) правительства, а предложенные налоговые нововведения, может быть, и уменьшат нагрузку на бизнес (хоть это ещё надо проверить на практике), но совершенно неизбежно ударят по карману самых широких слоёв населения. И, что бы ни говорила Акимова благодарной публике на разных ток-шоу, иного способа залатать бюджетные дыры, оставшиеся от Тимошенко просто не существует.

Ни Янукович, ни Азаров, ни всё правительство, вкупе с коалицией не могут щелчком пальцев увеличить количество финансовых ресурсов. Они могут их лишь перераспределить, направив на решение приоритетных в данный момент проблем. Но чтобы где-то прибавилось, где-то должно убавиться. Выкачивать средства из экономики на популистские социальные программы, как это делала Тимошенко, больше нельзя. Запас прочности украинского государства исчерпан. Продолжение такой политики приведёт его к полному банкротству и ликвидации по причине неспособности к исполнению своих функций. Значит, правительству надо изменить направление финансового потока. Если в последние два года деньги из экономики перекачивались через бюджет в карманы граждан (естественно, чем ближе гражданин был к бюджету, тем больше попадало в его карман), то теперь необходимо включить этот пылесос на реверс и отправить деньги из карманов граждан в экономику («большим карманам» при этом ничего не грозит).

Такая экономическая политика не будет популярной в широких массах уставшего от постоянного затягивания поясов населения. И совершенно справедливая констатация того, что это расплата и за «майдан», и за ющенковско-тимошенковскую пятилетку, и лишь в последнюю очередь – отголосок всемирного финансово-экономического кризиса, не добавит правительству очков. Но население не будет разделять ответственность правительства и президента. Только очень наивные эксперты (я бы даже сказал псевдоэксперты) могут думать, что пожертвовав несколькими министрами или даже премьером, президент может остаться в глазах людей добрым царём при плохих боярах. На самом деле, министерская чехарда лишь дополнительно ударит по его авторитету. Это у себя в Администрации он может Герман хоть повысить, хоть повесить, никто и не почешется.

Таким образом, даже существующий уровень популярности президента никак не соотносится с экономической политикой правительства, а в дальнейшем экономические проблемы будут отражаться на нём лишь негативно.

Не будет преувеличением утверждение, что большая часть существующего рейтинга Виктора Фёдоровича имеет чёткую идеологическую основу. Безусловно, есть определённый процент избирателей поддерживающих любого президента только потому, что он президент. Однако их ничтожно мало, в сравнении с теми, кто поддержал Януковича на выборах потому, что он не оранжевый. Эти люди надеялись на проведение новой властью политики денацификации, ликвидации последствий оранжевой пятилетки. Их основные требования известны: восстановление хороших (я бы даже сказал братских) отношений с Россией, придание русскому, как родному языку большинства граждан Украины, статуса государственного, отказ от курса на интеграцию в НАТО, отказ государства от давления на каноническую УПЦ, с целью создания ручной «поместной» церкви, признание приоритетности развития многосторонних (в рамках СНГ, ЕЭП, Таможенного союза) и двусторонних (украинско-российских) экономических отношений в сравнении с планами (мифическими на сегодня) интеграции в Евросоюз и многое другое, всего не перечислишь, но требования эти известны как сторонникам, так и оппонентам Януковича.

Именно бурное, в идеологическом смысле, начало президентской каденции Януковича, связанное с подписанием и ратификацией Харьковских соглашений, с деятельностью Табачника на посту министра образования, с идеологизированными заявлениями ряда министров и депутатов, с публичным отказом самого президента на ассамблее ПАСЕ от голодоморно-геноцидной риторики, привело к поддержке Януковича не только теми, кто голосовал за него, как за меньшее зло, но и значительным массивом избирателей, успевших в 2005-2009 годах разочароваться в беззубой, соглашательской политике Партии регионов и не отдавших Януковичу свои голоса на президентских выборах. Часть из них выборы проигнорировала, часть проголосовала за Тигипко, Яценюка и даже за Тимошенко. Теперь практически все эти люди вернулись к поддержке Януковича и если бы выборы состоялись сегодня, он победил бы своих оппонентов в первом туре с разгромным счётом.

Однако выполнена лишь часть требований избирателей Януковича. Многие важные проблемы остаются нерешёнными, в некоторых случаях, как, например, с неудачной попыткой отмены украинского дубляжа иностранной кинопродукции, намечается откат назад. На первый план выдвигаются невыгодные для Януковича вопросы экономических реформ, в частности, реформы налогообложения. Кто искренне считает, что она вызовет восторг хоть одной социальной группы, пусть первым бросит в меня камень. На гуманитарном и идеологическом направлении опять переходят в наступление сторонники «объединения Украины» вокруг идеалов Галичины.

В сухом остатке получаем не слишком выдающегося президента нищей полуразваленной страны, не мыслителя, не оратора, так, среднего масштаба хозяйственника, и выглядывающий из-за его спины второй этап экономического кризиса.

Может быть, это бы не было так страшно, если бы избиратели не очаровывались харьковским антиоранжевым блицкригом. Если бы они продолжали (как накануне выборов) ничего не ожидать от Януковича и довольствоваться тем, что он не Ющенко. Но если не будут оправданы появившиеся после Харькова надежды, поведение президента будет расценено его базовым электоратом как предательство, а разочарование будет глубочайшим, сравнимым с разочарованием в Ющенко, наступившем у «биомассы майдана», которая в большинстве теперь ненавидит своего бывшего кумира так же преданно, как раньше обожала. Потеряв же поддержку народа, сегодняшний «железный хозяин» сдуется так же быстро, как сдулся в своё время Ющенко и станет «бумажным тигром», которого никто не боится и никто не слушает. И разбежится в Раде большинство, на треть склеенное из профессиональных предателей, и повиснет, а затем обвалится лишённое поддержки законодателей правительство, и «автономизируются» губернаторы, и вновь станут строптивыми мэры и местные советы, и останется у президента одна проблема – досидеть до конца каденции.

Опасность недооценки идеологической составляющей хорошо видна на примере Тимошенко, которая базировала свою избирательную кампанию на двух «китах»: на том, что «она работает» и на том, что Янукович «украл Межигорье». Наверное, нехорошо премьеру приватизировать государственную резиденцию. Но в стране, где не ворует, не даёт и не берёт взятки только больной, ленивый или редкий идеалист (вымирающий вид, встречающийся преимущественно в художественной литературе), это не считается серьёзным проступком. Большинство думает: «На его месте я поступил бы так же».

Наверное, хорошо если премьер работает. Однако Тимошенко находилась ровно в той же ситуации, в которой сегодня находится Азаров: работай – не работай, за результат тебя явно никто благодарить не будет. Такова объективная реальность: неизвестно кто умрёт раньше, мы или кризис. В этой ситуации логика экономического популизма не работала даже в исполнении такой талантливой актрисы, как Тимошенко. 

В то же время, Тимошенко прошла мимо возможности поработать с идеологизированным электоратом, составляющим абсолютное большинство избирателей. Её «национализм» на этапе избирательной кампании был глубоко спрятан, размыт и неакцентирован. В результате ядерный националистический электорат, способный обеспечить Юлии Владимировне перевес над Виктором Фёдоровичем во тором туре остался за Ющенко (не случайно патентованные тимошенковцы до сих пор именуют их не иначе, как «протывсихами» и «мыздобулами»). Не смогла Тимошенко и двинуться в другом направлении – убедить избирателей Юго-Востока в том, что её оранжизм – ошибка молодости и она ничем, кроме пола и возраста не отличается от Януковича. Для этих избирателей её «мягкий национализм» оставался достаточно подозрительным.

Более того, Тимошенко опоздала с занятием идеологической ниши после выборов, а затем выбрала самое неудачное для себя позиционирование, прибившись к наиболее радикальным националистическим кругам, вместо того, чтобы заявить о претензии на роль общедемократической оппозиции Януковичу.
Во-первых, большая часть радикально-националистических партий, движений и политиков – проекты вчерашнего дня. Рух и УНП, Тарасюк и Костенко, Павлычко и Шкиль вместе и по отдельности вряд ли сумеют наскрести на любых выборах хотя бы три процента для проведения фракции в парламент. Маргинальные группы и политики, на которых пытается опереться Тимошенко, не прибавляют ей очков, а висят на ней дополнительным балластом.

Во-вторых, единственная более-менее динамичная и развивающаяся сила правого поля – тягныбоковская «Свобода» вместе со своим лидером никогда не будет работать на Тимошенко, наоборот – попытается использовать её для перекачки в свою пользу части рейтинга, для внедрения в сохраняющиеся кое-где на Юго-Востоке БЮТовские структуры и постепенного их захвата. Тягныбок будет пытаться вырасти в единого лидера националистической оппозиции именно на трупе БЮТ, питаясь его соками.

В-третьих, русскоязычная днепропетровчанка, смешанного национального происхождения, как бы она не старалась говорить по-украински и сколько бы вышиванок не одевала, никогда не станет абсолютно своей для приверженных трайбалистским принципам галичан. В этом она тоже уступает тому же Тягныбоку.

В результате, деидеологизация Тимошенко на этапе избирательной кампании и неудачный выбор идеологической ниши после неё, приводят к усилению на правом поле радикально-националистических тягныбоковско-ориентированных сил. Не стану утверждать, что именно Тягныбоку суждено стать их фюрером. Пока что он просто имеет лучшие шансы, но то, что право-националистический фланг радикализируется – очевидно.

В этих условиях, отказ Януковича от продолжения идеологизированной политики, принятие концепции «объединения Украины», предполагающей неприкосновенность ющенковского наследия и отказ лишь от наиболее пещерных проявлений оранжевого режима, лишит его массовой поддержки и уже через полтора-два года оставит беззащитным перед правой опасностью. Может быть, и не столь многочисленные, но сплочённые, организованные и идеологически накачанные тягныбоковцы вполне способны смести сибаритствующего президента-«объединителя» и его «экономизированное» правительство.

Это только сейчас кажется, что их мало и они не пройдут. Если Янукович вновь разочарует своих избирателей, встать на пути радикалов, вышедших в «поход на Рим» будет некому, а большинству нынешних политиков придётся выбирать между тюрьмой или эмиграцией. Чужие «профессионалы» новому режиму нужны не будут.

Ростислав Ищенко, Президент Центра системного анализа и прогнозирования.
 

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт