%23 %339 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Виртуальная жизнь власть имущих Все статьи Версия для печати На главную
19.10.2011 15:55

Twitter, Facebook, MySpace, “В Контакте”, ЖЖ (“Живой журнал”), “Одноклассники.ru”… Этот перечень можно продолжать. На сегодняшний день социальные Интернет-сети превратились в новое явление, непременный атрибут жизни многих людей, на них выросло целое поколение подростков.

Казалось бы, совсем ещё недавно – в феврале 2004 года – второкурсник из Гарварда Марк Цукерберг со товарищи запустили внутриуниверситетскую социальную сеть для студентов thefacebook, а сегодня количество активных пользователей Facebook уже превысило отметку в 800 миллионов человек.

И вот Папа Римский Бенедикт XVI благословляет социальные сети, призывая священнослужителей активно проповедовать в блогах. Фильм “Социальная сеть” об истории создания Facebook получает 3 статуэтки “Оскара” (при 8-ми номинациях), 4 “Золотых глобуса” и целую кучу других кинематографических наград. Известная российская поп-рок-группа “Уматурман” поёт “Я расцелую того, кто придумал Facebook... ”, а выражение “он постоянно висит в “Одноклассниках” стало культовым.

Думаю, главная причина столь колоссальной популярности социальных сетей заключается в том, что они предоставляют всем желающим возможность самовыразиться, удовлетворить потребность громко заявить о себе всему миру. Недаром ещё в конце 20-х годов прошлого века сэр Артур Конан Дойл утверждал: “Каждый человек испытывает страстное желание заставить мир заговорить”. К началу двухтысячных эта всеобщая потребность, видимо, превысила некую критическую массу, оттого многие стремглав ринулись в Интернет и только появившиеся социальные сети. Постепенно там начала создаваться своя субкультура – блогосфера, в которой десятки миллионов блогеров читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга.

А ещё социальные сети способствуют развитию психиатрии, в виде случаев “проявления психосоматических расстройств на почве зависимости от общения в социальных сетях”. Не поняли? Тогда объясню на конкретном примере. Интернет-пользователь из Белграда Снежана Павлович попала в местную психиатрическую клинику после того, как…её заметка в Facebook не вызвала никакого интереса среди её друзей. Врачи окрестили этот случай “синдром Снежаны” и поставили диагноз: “сильный стресс от неудовлетворённости социальной потребности индивидуума в современном мире”.

В общем, как в реальной жизни – случается плохое, случается и хорошее. Вот, недавно Нацбанк Украины ввёл обязательный “паспортный контроль” при обмене валюты. Минуло лишь несколько дней, и пользователи Facebook создали закрытую группу, в которой можно обменять валюту без каких-либо документов. Желающий оставляет сообщение в группе, в котором указывает сумму для обмена, приемлемый для него курс, место и время встречи для проведения валютообменной операции. Если условия кому-нибудь подходят, автору отправляется личное сообщение и между “заинтересованными сторонами” устанавливается непосредственный контакт. После совершения сделки все сообщения, связанные с ней, тут же удаляются. Единственный недостаток состоит в том, что вступить в эту группу можно только по приглашению одного из участников, также необходимо назвать свои настоящие имя и фамилию, плюс иметь личную фотографию на аватарке. “Проверенных товарищей” насчитывается уже больше 200 человек, и их количество постоянно растёт. Да, смекалка наших людей в совокупности с техническим прогрессом – страшная сила…

Понятное дело, что “сильные мира сего” просто не могли игнорировать значимость, силу влияния социальных сетей на массы. Как показала практика, политическая поддержка со стороны пользователей социальных сетей приносит гораздо больше дивидендов, чем это можно представить на первый взгляд: добровольная и, что немаловажно, бесплатная агитация за того или иного кандидата (пересылка агитационных материалов; переписка с “колеблющимися” и “неопределившимися”, их убеждение; критика оппонентов и т.п.), сбор средств на избирательную кампанию, возможность повысить явку избирателей и, соответственно, количество голосов в свою поддержку за счёт абсентеистов из числа Интернет-пользователей (абсентеизм (от лат. absens (absentis) – отсутствующий) – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах).

Именно продвижение в социальных сетях стало одним из решающих факторов победы Барака Обамы на выборах Президента США в 2008 году. Через свои Интернет-ресурсы он собрал значительную часть собственного избирательного фонда (на тех же выборах кандидат в Президенты конгрессмен Рон Пол за 1 день собрал через Интернет на предвыборную кампанию $4,2 млн.) и создал свою социальную сеть, объединившую и организовавшую работу его наиболее активных сторонников (почти 100 тыс. чел.). После прихода в Белый дом Обама продолжает активно пользоваться своей страничкой на Facebook, хотя его деятельность в социальных сетях ограничена американским законодательством. Нынешнюю президентскую кампанию он также начал с промо-ролика на своём сайте и призывов с просьбой финансово помочь, кто чем может через Twitter и электронную почту.

Во всём мире политики и партии всё активнее опираются на социальные сети. Поддались влиянию Интернета даже партии левого толка. Более того, они взяли за основу “прямую сетевую демократию” – любым крупным решениям в этих партиях предшествует широкое обсуждение на партийных Интернет-ресурсах. Например, в 2008 году в обсуждении программы шведских социал-демократов участвовало почти 70 тыс. пользователей. Тут необходимо обязательно уточнить, что “глас народа из Интернета” при этом непременно учитывался. Всё-таки потенциальные избиратели. Некоторые государственные мужи, от чьих действий зависят судьбы миллионов, сами являются участниками тех или иных социальных сетей. К их числу не так давно примкнул даже Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель КНР Ху Цзиньтао, социальная сеть которого насчитывает более 100 тыс. зарегистрированных участников.

В России отношение к социальным сетям у провластного тандема диаметрально противоположное. Президент страны Дмитрий Медведев, по собственному признанию, “достаточно глубоко погружён в Интернет” и пользуется им каждый день весьма интенсивно. Он зарегистрирован в “Одноклассниках” и “Твиттере”, имеет свой личный блог, стал первым главой государства, начавшим общаться с народом через видеоблог. В ЖЖ существует сообщество “Блог Дмитрия Медведева”, где транслируются новости с официального видеоблога Президента, при этом, пользователи ЖЖ имеют возможность обсудить видео и текстовые обращения. А нынешний российский премьер Владимир Путин подобные вещи не жалует – аккаунт в социальных сетях и личный сайт не заводил и заводить не собирается. Как сообщил его пресс-секретарь, подобная возможность обсуждалась, но “был сделан вывод о том, что пока присутствие Путина в Интернете посредством сайта нецелесообразно”. И точка!

Что до Украины, то ситуацию в нашей стране, образно говоря, я назвал бы “твиттером об фейсбук”. Да, многие известные политики потянулись в социальные сети, надеясь несколько “очеловечить” свой имидж, сделать его более привлекательным и современным. Но беда их в том, что по-настоящему, “живьём” общаться с пользователями в Интернете и писать о себе самостоятельно они не умеют, и даже внутренне к этому не готовы. Остался страх. Сказать что-то “не то” или “не так”. Не знать, как честно ответить на прямо поставленный “неудобный” вопрос. Оказаться вдруг смешным. Пресловутая “брежневская бумажка” с заранее написанным текстом, от которой так трудно оторваться, продолжает цепко держать в своих объятиях отечественных политиков всех возрастов.

Вдобавок, большинство политиков – это бизнесмены и бывшие чиновники. Как правило, они не склонны к излишней публичной активности и не очень “продвинуты” в современных информационных технологиях. Оттого и выходит: блог или аккаунт у политика есть (например, у Сергея Тигипко, Аресения Яценюка, Александра Турчинова, Бориса Тарасюка и пр.), однако, заходить туда не очень-то хочется. Чтобы не читать материалы, написанные к тому же, не им самим, а его помощниками или же специально нанятыми для этого литературными “неграми” (извините за неполиткорректность), в стиле пресс-релиза, обращения или заявления. А вас привлёк бы, например, блог Анатолия Гриценко, представляющий из себя “односторонний рупор” – “я говорю – вы внимаете”? Стали бы вы читать сообщение в блоге нынешнего министра регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолия Близнюка в бытность его донецким губернатором, озаглавленное “В идеологии единых административных единиц”? Про субъектов, типа Тягнибока, Корчинского, Бродского, Ляшко и иже с ними, писать даже не хочется.

Не стали примером в этом вопросе и все украинские президенты. Ладно, ещё первый президент Леонид Кравчук – в то время компьютеры считались атрибутом секретарей и прочего технического персонала. Леонид Кучма тоже оставался верен старой доброй бумажке, хотя страницы Интернет-сайтов ему регулярно распечатывали, и он их внимательно читал. Злые языки утверждают, что заинтересованные люди даже платили немалые деньги, чтобы на стол главы государства своевременно легла нужная им распечатка.

Виктор Ющенко нередко обкладывался ноутбуками на своих пресс-конференциях, а во время борьбы за президентское кресло даже устраивал Интернет-чаты. Но, как говорили люди из его окружения, третьему президенту абсолютно “до лампочки” были все компьютерные дела – он предпочитал пчеловодство, украинские древности и художественное искусство. Даже желания научиться элементарно пользоваться компьютером у него никогда не возникало, не говоря уже о “фейсбуках” и “твиттерах”. Зачем, если есть всё те же подготовленные помощниками распечатки.

Нынешнего главу государства Виктора Януковича также нельзя назвать образцом компьютерной грамотности. Думаю, после “генеральный секретарь США Хиллари Клинтон”, “страны Азии и Евразии”, “великий украинский поэт Антон Чехов”, “жители Львова – лучший геноцид страны” и прочего, было бы форменным издевательством требовать от Виктора Фёдоровича регулярного Интернет-общения. Да и в его помощниках, честно говоря, нет 100-процентной уверенности. Вспомните, как на официальном сайте Президента Украины лихо перевели на английский язык слово “бюрократ” – “bearcat” (вместо “bureaucrat”), то есть “медведокот”. Это такое хищное млекопитающее, внешне похожее на енота и живущее в Юго-Восточной Азии. После чего, целых 5 дней на английской версии сайта “висела” очень странная задача, которую Виктор Янукович поставил перед собой: “Мы упростим ведение бизнеса в Украине и уменьшим влияние на него медведокотов”. Такие, вот, дела. Конечно, если бы вдруг случилось чудо, и Виктор Фёдорович завёл бы себе “человеческий” блог, его завсегдатаями, я думаю, стали бы многие, особенно журналисты в силу профессиональной заинтересованности. Однако надеяться на это не приходится.

Как бы это странно ни звучало, но на данный момент самым высокопоставленным государственным блогером у нас является…премьер-министр Николай Азаров. “Да, я отношусь к поколению, для которого “твиттеры”, “фейсбуки” и “контакты” являются новым, пока ещё не совсем изведанным видом общения. Но если это поможет стать ближе к людям, стать более открытым, я готов следовать этому”, – прокомментировал глава правительства открытие в мае нынешнего своей странички на Facebook. И принялся регулярно “постить” фото и видео на ней, отвечать на лестные и не очень обращения посетителей. Кстати, не просто так: “Читаю вопросы, замечания. Самые важные из них принимаю к сведению, делаю выводы, и, если нужно, распоряжения”. Причём, утверждается – всё это делается собственноручно. А дабы ни у кого не возникло сомнений, что компьютер и Интернет не чужды премьеру, и он умеет пользоваться Facebook, Николай Янович снялся в фотосессии и записал соответствующее видеообращение.

Честное слово, при всём уважении к премьерским сединам, не могу не процитировать классика: “Свежо предание, а верится с трудом”. Дело тут не в возрасте или занимаемой должности – 62-летний министр иностранных дел Швеции и бывший премьер-министр Карл Бильдт широко использует Twitter, является активным блогером (его блог – один из самых читаемых политических блогов в Швеции) и даже открыл свой канал на YouTube.

Просто, Интернет, Facebook и Азаров выглядят такими далёкими друг от друга, такими несопоставимыми. К тому же, на страничке премьера очень чувствуется рука «специалистов», мало задумывающихся, что формат блога априори предполагает личное общение, обнародование своих мыслей и идей, двустороннюю связь с его посетителями. Одни названия чего стоят (“Украина состоялась, и это наша общая гордость”, “Нам нужны лучшие специалисты!”, “Новые технологии энергосбережения”, “Приоритеты новой экономики Украины”), не говоря уже об агитационно-пропагандистском содержании заметок.

Как видно, в ближайшее время большинство украинских политиков напрямую контактировать с народом в социальных сетях явно не намерены. Может, это и к лучшему. Ну очень не хочется, чтобы они обманывали нас ещё и в Интернете.

Алексей Бобриков

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт