%26 %936 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ДАЙДЖЕСТ

Сын Аксененко купил гражданство Эстонии Все статьи Версия для печати На главную
29.06.2006 16:38

Швейцарские власти продолжают расследование "по факту отмывания грязных денег" против Аксененко-младшего.

У Эстонии теперь есть свои яйца Фаберже, архив Ильина и выкупленные долги "Ноги". Бизнесмен и сын покойного главы МПС Рустам Аксененко приобрел для нее архив Лотмана. За щедрый подарок Аксененко представлен к эстонскому гражданству.
 
Министр Эстонии по делам народонаселения Пауль-Ээрик Руммо обратился к правительству республики с просьбой «за особые заслуги» предоставить эстонское гражданство крупному российскому бизнесмену и сыну бывшего министра путей сообщения России Рустаму Аксененко. Как пишет во вторник эстонская газета Eesti Päevaleht, министр Руммо обосновывает свое ходатайство экономической и культурной деятельностью Аксененко в интересах Эстонии. Он отметил в своем представлении, что 31-летний Рустам Аксененко «в течение своей успешной экономической деятельности начиная с 1998 года сделал стратегические инвестиции в эстонскую экономику». По словам министра, Аксененко является одним из основателей транзитного бизнеса в Эстонии – через свою транзитную фирму DBT он инвестировал в экономику страны 150 млн крон (около €10 млн).
 
Кроме того, эстонский министр поставил Аксененко в заслугу щедрый подарок Таллинскому университету – архив советского филолога, основателя тартусской школы семиотики Юрия Лотмана, который бизнесмен выкупил у наследников ученого.
 
В Эстонии Аксененко известен как учредитель и председатель правления зарегистрированной в Швейцарии инвестиционной компании Finartis, которая владеет в республике рядом активов. Например, до прошлого года ей принадлежал крупнейший в республике химический терминал Dry Bulk Terminal в порту Мууга, однако затем терминал был продан новгородской фирме «Акрон» (Крупная холдинговая компания, производящая около 20% азотсодержащих удобрений России. В значительной степени из-за ее попыток обанкротить завод «Апатит» началось «дело ЮКОСа»). В 2003–2005 годах Аксененко продал и свои российские активы – компания «Северстальтранс» купила специализирующийся на перевозке нефти «Балттранссервис» (бывший «Евросиб СПб»), «Петербургское агентство недвижимости» – банк «Балтийский», а МДМ – крупный банк Транскредитбанк, 36% которого также принадлежали Рустаму Аксененко.
 
Распродажа активов Аксененко-младшим совпала с возбуждением уголовных дел против его отца и его последующего увольнения с поста министра – Николаю Аксененко ставили в вину, в частности, предоставление железной дорогой 56-процентных скидок экспедиторским фирмам, связанным с его родственниками.
 
Освободившиеся финансовые ресурсы Аксененко вложил в транзитный бизнес Эстонии, в частности в свою компанию Lotrans Logistics. Кроме того, ему принадлежит контрольный пакет дома мод Escada и швейцарская транспортная компания Transrail Holding AG. По данным прошлогоднего рейтинга журнала «Финанс», Рустам Аксененко располагал состоянием в $110 млн.
 
Однако настоящей заслугой Аксененко перед Эстонией может стать именно покупка для нее архива Лотмана – так российскому бизнесмену удалось замять крупный скандал, сотрясавший в прошлом году всю Эстонию.
 
В 2001 году сын и наследник Лотмана Михаил, который работает на полставки научным сотрудником в Тартусском университете и профессором в Гуманитарном институте, заявил о желании продать архив своего отца из 20 тысяч томов книг, личной переписки, дневников и рукописей. Свое желание Михаил Лотман объяснил необходимостью купить новую квартиру.
 
Эстонское правительство объявило о создании специальной комиссии по оценке наследия Лотмана, которая после четырех лет работы предложила за архив полтора миллиона крон (около $100 тысяч). Однако наследник ученого объявил, что цена явно занижена – мол, Гуверовский институт Стэнфордского университета США предлагает за архив не меньше 2 млн крон (около $125 тысяч). Разгорелся скандал – пресса и политики обвиняли Михаила Лотмана в непатриотизме, жадности и желании нажиться на «достоянии республики» и «наследии великого отца». Кроме того, ученые напомнили о завещании Юрия Лотмана, где говорилось о желании, чтобы архив оставался в Эстонии.
 
Точку в скандале удалось поставить именно Аксененко, который за неназванную «семизначную» (в кронах) сумму все-таки выкупил архив и передал в академическую библиотеку Эстонского гуманитарного института Таллинского университета.
 
Теперь там будет создан Эстонский семиотический архив, целью которого заявлено «сохранить и сделать доступным для студентов и исследователей наследие Юрия Лотмана». В совет архива, наряду с местными научными светилами, вошли Михаил Лотман и Аксененко. «Это решение исходит из принципа моей компании. Мы социально поддерживаем те места, где занимаемся бизнесом и зарабатываем деньги», – пояснял тогда бизнесмен свой поступок местной прессе.
 
Пресс-секретарь эстонского МИДа Эхтель Халлисте сообщила «Газете.Ru», что вопрос о предоставлении Аксененко-младшему гражданства находится в компетенции правительства Эстонии. Сроки его рассмотрения, по ее данным, пока не определены. Комментарии самого Рустама Аксененко «Газете.Ru» получить не удалось.
 
Интересно, что как раз в эти дни оформлением эстонского гражданства, дающего теперь все привилегии гражданства ЕС, озаботился сын еще одного крупного российского политика – Сергей Матвиенко. Буквально на днях он подает ходатайство о виде на жительство в Эстонии и переезжает в Лагеди, где существует своеобразная колония влиятельных российских бизнесменов.
 
По данным местной газеты Postimees, в 2005 году Матвиенко вместе с генеральным директором Lukoil Eesti Евгением Большаковым и крупным акционером банка «Санкт-Петербург» Александром Савельевым приобрел живописный остров на реке Пирита. Учрежденное Матвиенко, Савельевым и Большаковым предприятие SMB Invest (его гендиректором числится Большаков) построит на острове площадью десять гектаров восемь домов для влиятельных российских бизнесменов. Следующим шагом будет открытие SMB Invest вертолетного сообщения между Таллином и аэродромом Пулково. Для этого будут приобретены французские или американские вертолеты на 15 пассажирских мест, которые будут летать между двумя городами ежедневно.
 
***
 
Рельсы упираются в казенный дом. В центре скандала - наследство ельцинского министра
 
Баварцы подняли страшный шум, когда недавно узнали, что почти треть акций знаменитой компании "ESCADA", производящей модные изделия класса "люкс", отныне принадлежит фирме "Finartis", а если конкретно, то ее единоличному владельцу Рустаму Аксененко, сыну бывшего министра путей сообщения в правительстве Ельцина.
 
Строго говоря, первой стала копать под наследника Николая Емельяновича, неофициального российского олигарха, швейцарская прокуратура, которая пыталась, часто безуспешно, выйти на след припрятанных денег "русской мафии".
 
Все началось еще в октябре 2000-го с утечки в газету "Тан" о странном происхождении нескольких сотен миллионов швейцарских франков на счетах фирмы "Троэль", которая была "записана" на Рустама Аксененко. Никакого криминала в том не было, но сама фирма оказалась филиалом транснациональной компании "Сеабеко" во главе с израильским гражданином Борисом Бирштейном. Ранее, в 1994 году, бельгийские правоохранительные органы, которые работали в паре со швейцарцами, уже пытались доказать, что основанная этим бывшим советским гражданином компания "МАВ International" отмывала деньги, полученные от контрабанды наркотиков. Тогда доказать ничего не удалось, но у швейцарских сыщиков остались серьезные подозрения, что тут дело нечисто.
 
Сейчас швейцарские власти продолжают расследование "по факту отмывания грязных денег" против Аксененко-младшего, который живет в роскошной вилле на берегу Женевского озера, где в гараже стоит целый парк автомашин, включая "Мерседес-600", "Бентли", "Феррари". Хозяин "Finartis", зарегистрированной в налоговом раю - на Каймановых островах, и обладатель крупнейшей, в сто миллионов евро, доли в "ESCADA" заявил немецкой прессе, что "дело против него прекращено". Однако швейцарская прокуратура утверждает совершенно иное: "Расследование продолжается. Мы не комментируем его ход, поскольку это противоречит правилам".
В свое время депутаты Госдумы, основываясь на сведениях Счетной палаты РФ, направили запрос Николаю Аксененко: куда делась пятая часть из выделенных МПС 100 миллиардов рублей казенных денег? Попутно законодатели интересовались, почему именно швейцарская фирма "Трансрейл" была сделана уполномоченным агентом МПС по международным перевозкам, и верно ли, что во главе ее стоит сын Аксененко Рустам?
 
В 2003 году телеканал ТВЦ сообщил, что "некоторые экспедиторские компании, в которых напрямую или косвенно участвовали родственники Николая Аксененко, получали небывалые скидки от министерства - до 56 процентов. Это позволяло им списывать огромные средства и оставаться монополистами железнодорожных перевозок в своих регионах". В адрес руководства МПС звучали обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств.
 
Известно, что Николай Аксененко был тринадцатым ребенком в семье, а потому пробивался наверх с достойным упорством, не забывая при этом и своих родственников: его клан, по разным подсчетам, состоял из нескольких сотен близких людей, одних только племянников насчитывалось до 50. Учитывая, что Николай Емельянович был близок к Борису Ельцину и даже рассматривался в качестве его возможного преемника, то возбуждение против него в 2002 году уголовного дела стало не только концом блистательной карьеры профессионального железнодорожника, но и громким скандалом для истеблишмента. Хорошо знавшие его соратники говорят, что сам он лично не был связан с бизнесом, эти заботы он передоверил своему племяннику и сыну Рустаму.
 
На одном закрытом брифинге для журналистов несколько лет назад коллега из "Труда" был свидетелем того, как Анатолий Чубайс рассказал о том, что он лично просил президента Путина поспособствовать выезду Николая Аксененко за границу на лечение, в противном случае, как утверждал его врач, тому оставалось жить не более месяца. Президент тогда промолчал. Но через несколько дней бывший глава МПС получил возможность отправиться в Германию. В июле прошлого года в возрасте 57 лет он скончался от лейкоза крови в Мюнхене.
 
Дети больших родителей
 
Фируза Рахмонова, старшая дочь президента Таджикистана, бизнесс-леди, владеет сетью бутиков в центре Душанбе.
Петр Фрадков, сын премьер-министра РФ, возглавляет департамент во Внешэкономбанке.
Гульнара Каримова, дочь президента Узбекистана, имеет долю в узбекской компании мобильной связи.
Виталий и Андрей Черномырдины, сыновья экс-премьер-министра РФ, - крупнейшие акционеры компании "Стройтрансгаз".
Урал Рахимов, сын президента Башкортостана, возглавляет крупные ОАО - "Башкирэнерго" и "Башнефтехим".
Олег Воронин, сын президента Молдавии, владеет крупнейшим в республике банком.
Мурад Ниязов, сын президента Туркмении, живет на Западе, владеет офшорными фирмами на Кипре.
Марина Рогачева, дочь орловского губернатора Егора Строева - представитель Орловской области в Совете Федерации.
 
***
 
Швейцарская инвестиционная группа Finartis, соучредителем и главой которой, по данным западных СМИ, является сын бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко Рустам, получила контроль над 27% акций компании Escada, одного из крупнейших мировых производителей модной одежды и предметов роскоши. Сделка вряд ли повлияет на позиции Escada в России, зато Аксененко принесет имиджевую выгоду, уверены эксперты.
 
На днях германская корпорация Escada AG обнародовала изменения в составе акционеров. 12 мая швейцарская группа Finartis купила 100% американского фонда прямых инвестиций HMD Investment Partners, с 2003 года владеющего 27% акций Escada. Сумма сделки не разглашается, однако исходя из капитализации Escada (на момент подписания номера она составляла 379,47 млн евро) стоимость 27% компании можно оценить примерно в 100 млн евро. С покупкой фонда HMD Investment Partners (после сделки он был переименован в FCMH Fund LP) Finartis стала крупнейшим акционером Escada - контрольный пакет модного дома принадлежит семье Лей, однако разбит между ее членами. Представители Escada отказались от комментариев, получить комментарии в швейцарском и лондонском офисах Finartis Group вчера не удалось.
Finartis Group была создана в начале 2000-х годов, точный пакет, принадлежащий Аксененко-младшему, никогда не раскрывался. На официальном сайте Finartis говорится, что это фонд прямых инвестиций, участвующий в капитале компаний страхового, финансового, судостроительного, телекоммуникационного и пищевого секторов.
Сообщалось, что в 2001 году Finartis приобрела 30% производителя соков "Нидан", а также интересовалась петербургским "Мултоном", однако вчера в "Нидане" это опровергли, уточнив лишь, что "несколько лет назад Finartis выступала в роли финансового консультанта" сокового холдинга. Также на медиарынке известно, что Аксененко-младший в 2001-2004 годах финансировал журнал "Русский фокус".
 
Недавний шаг Рустама Аксененко не удивил экспертов.
 
"Это логичная инвестиция - сейчас многие предприниматели влюблены в модную одежду и предметы роскоши. Одни покупают футбольные клубы, другие вкладываются в дорогие костюмы и ювелирные изделия.
 
Пришло время для таких инвестиций",- говорит управляющий директор ИГ "Ренессанс капитал" Юрий Кобаладзе. Инвестиции в европейский брэнд могут дать имиджевую выгоду Аксененко, полагает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. "Инвестиции вроде покупки "Челси", "Фаберже" или Escada - имиджевые вложения, которые направлены на узнаваемость конкретной личности. Аксененко-младший не входит в так называемую элиту российского бизнеса, а покупка доли в Escada может позволить ему это сделать",- полагает эксперт. [...]
 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт