%19 %366 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Политика и бизнес неразлучны? Все статьи Версия для печати На главную
08.02.2006 08:14

Совсем недавно, в конце декабря свой 14-ю годовщину отпраздновал некогда один из самых серьезных игроков на рынке коксующегося угля Украины. ЗАО «АРС», созданное в 1992 году, осуществляет деятельность на украинском рынке преимущественно в сфере угледобычи коксохимического производства и машиностроения. В чем же секрет успеха и относительного долголетия «АРСа»?

Даже в самые трудные для отечественного углепрома времена угольные предприятия, добывающие коксующийся уголь, имели определенные привилегии. Составляющие основу единого производственного цикла «уголь-кокс-металл» угольные предприятия всегда вращались в сфере интересов разных ФПГ, работающих в металлургическом секторе. К середине 90-х практически каждая шахта, добывающая коксующийся уголь, работала с несколькими посрениками. И среди них выделялось несколько серьезных игроков, имевших подход не только к директорам шахт, но имевших поддержку местных властей.

Реструктуризация углепрома, начатая в 1996 году и образование на базе угольных предприятий холдинговых объединений отразились и на структуре сбыта коксующего угля. К работе с холдингами были допущены всего семь трейдеров. За счет хороших связей «АРС» оказался успешнее остальных. Впоследствии передела сфер влияния, «АРС» оказался в числе семи трейдеров, которые продолжили работу на рынке угля, но уже на уровне государственных холдингов. «АРС» и «ИСД» к 2000-му году контролирующих добычу и реализацию около 75% коксующегося украинского угля.

Кроме того, компании удалось сосредоточить в своих руках крупные пакеты акций доброй половины коксохимических предприятий Украины. Группа приобрела крупные пакеты акций Авдеевского, Донецкого КХЗ и Запорожкокса, шахты «Комсомолец Донбасса». Таким образом, поставляя свой уголь на КХЗ и отгружая кокс на подконтрольные меткомбинаты, впервые среди украинских компаний смогли полностью замкнуть на себе единый производственный цикл «уголь-кокс-металл».

Помимо контроля за сбытом угольных предприятий, «АРС» занял сырьевую нишу в производстве и продаже горно-шахтного оборудования. Таким образом удалось не только создать имидж активных инвесторов углепрома, но и получить определенные привилегии по поставках ГШО на шахты, часто без тендеров и за государственные деньги.

Закрепившись на угольных предприятиях в Донецкой области, потеснили конкурентов и в соседних регионах, в частности в Краснодоне.

Особенностью работы группы было вложение денег в угольные холдинговые компании, которые принадлежат государству. То есть, осуществлять управление компания юридически не может, но сотрудничали на договоренностях между руководителями и определенной зависимости шахт от закупок угля. В то же время холдинги получали дотации от государства.

Благодаря контролю над крупнейшими украинскими коксохимами, производителями ГШО и несколькими обогатительными фабриками, «АРС» серьезно влиял на сбытовую политику угледобывающих предприятий.
Цепочка «уголь-кокс-металл» была разработана в конце 90-х именно компанией «АРС». Идея такова: все предприятия работают фактически друг на друга, а средства крутятся в самой структуре. «АРС» фактически забрала под себя все работающие шахты региона, приобретая уголь за копейки, перепродавая его уже за совершенно другую цену своим же предприятиям, в результате чего денежный оборот не выходил за пределы.

Благодаря лишь успешному менеджменту и предпринимательской хватке таких успехов добиться «АРСу» все равно не удалось бы. Известно, что группа «АРС» близка к Ахметову, который особо не афишировал своей причастности к группе «АРС», однако у него сложились дружеские отношения с Игорем Гуменюком – основателем и генеральным директором ЗАО. Следует также напомнить, что еще в 1998 году тогда еще президент Украины Л. Кучма предложил Гуменюку и его партнерам по бизнесу активно вкладывать инвестиции в угольную промышленность, привлекая отечественный частный капитал для экономического подъема не только шахт, но и заводов углемашиностроения, а в 2003-м тогдашний премьер Янукович назначил его своим советником.

После создания Донецкой государственной угольной коксующейся компании, ее руководство заключило с «АРС» соглашение, предусматривающее, что частный капитал в виде инвестиций придет на госпредприятия. Именно это соглашение в свое время породило версию о том, что вскоре шахты приватизирует инвестор, а гарантом этого выступит якобы Виктор Янукович, который по всем рассветам власти должен был стать Президентом. Косвенно версия подтвердилась после выборов. «АРС» уменьшил объем инвестиций и закупок угля, что сразу же сказалось на финансовом состоянии шахт и регулярности выплат зарплат их работникам.

Если ранее тот же «АРС» был заинтерисован в том, чтобы управлять шахтами, то есть сбытом угля и поставками своего оборудования на них, но, при этом, чтобы еще и получать дотации, идущие на угольную промышленность из госбюджета, то в последствии, наиболее привлекательные шахты Донбасса, добывающие коксующийся уголь, вышли из-под госконтроля, перейдя к известным бизнес-группам, активно лоббирующих вопроса о приватизации на законодательном уровне. Чему помешал проигрыш Виктора Януковича на президентских выборах.

В результате таких успехов при поддержке «донецких» именно «АРС» достиг своего уровня и… стал одним из объектов пристаольного внимания новой «помаранчевой» власти, в том числе и Юлии Тимошенко в ее премьерскую бытность. И начался своего рода развал бизнес-империи «АРС». В первую очередь это коснулось предприятий горно-шахтного оборудования. В начале декабря 2005 года АМКУ разрешил ООО «Донецкая промышленно-правовая компания» приобрести контрольные пакеты акций трех донецких машиностроительных компаний (рутченковский «Гормаш», завод «Эксперимент» и «Донбасс-Электромотор») – весьма заметных участников рынка ГШО, которые в свое время являлись основой машиностроительного направления бизнеса компании «АРС Холдинг» (структуры, подконтрольной «АРСу» и переименованой в Донецкую машиностроительную компанию).

Теперь же владельцы трех машзаводов, прекратив совместный бизнес с ЗАО «АРС», решили выстроить централизованную схему управления собственными активами. Что немаловажно. Основной владелец Донецкой промышленно-правовой компании (ДППК) – бизнесмен Александр Александрович Ротов, сын депутата Донецкого городского совета Александра Сергеевича Ротова, в октябре этого года возглавившего местную организацию партии «Всеукраинское объединение «Батьківщина», № 186 в списке БЮТ.

Видимо, нынешняя концентрация их общей собственности в ДППК является следствием разрыва отношений с именитыми партнерами, имеющими большой опыт и влияние на рынке, и возникшей в связи с этим необходимостью самостоятельно выстраивать структуру управления бизнесом. Но, что не менее важно, для Александра Ротова это будет хорошим подспорьем отцу в проведении предвыборной кампании блока Юлии Владимировны в Донецке.

Теперь, что касается угольной составляющей империи «АРСа». Совсем недавно появилось сообщение о том, что «АРС» в течение ближайших двух месяцев уйдет от активной деятельности на рынках угля и коксохимической промышленности. Это, якобы, «обусловлено ухудшением условий экономической деятельности на данных рынках, подорожанием газа, а также интересом к активам компании отечественных и зарубежных структур» и приняли решение «о продаже своих долей в компании фирме Рината Ахметова «СКМ», либо ее дочерней ей структуре – «МетИнвесту». Но руководство «АРСа» опровергло эту информацию. Хотя она и не кажется такой уж неправдоподобной.

Дело в том, что в последнее время наблюдается тенденция к постепенному переходу активов из «АРС» к System Capital Management. Подобная ситуация раньше наблюдалась и в ИСД – долгое время Ахметов, формально не являясь акционером ИСД, владел его крупнейшими акционерами. А с появлением СКМ собственность просто персонифицировалась. Причем значительная часть обретших наконец-то хозяина активов перешли из инвестиционного портфеля ИСД в СКМ.

А учитывая, что Ахметов идет во власть по спискам своей «Партии регионов», а Юлия Владимировна, соответственно, со своим «БЮТом», то совмещение бизнес интересов в одном некогда могучем «АРСе» им не к чему. Уголь – Ахметову, а машзаводы – на благо «БЮТа». К тому же, вполне может быть правдой, что «АРС» намеревается продать свои угольные активы, так как недавно мировой гигант и счастливый обладатель Криворожстали Mittal Steel заинтересовался в приобретении угольных предприятий (коксующийся уголь) в Украине. Как бы там ни было, но некогда гигант национального углепрома и долгожитель украинского бизнеса, скорее всего, станет историей. Это именно тот случай, когда политика и бизнес неразлучны.

Валерий Полевой

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт