%19 %221 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

В погоне за бесплатным сыром Все статьи Версия для печати На главную
28.02.2006 10:27

Торговля будущим
16 февраля начал действовать Киотский протокол, регулирующий и квотриующий уровень выброса в атмосферу парниковых газов. Это стало поводом для заместителя министра охраны окружающей естественной среды Украины Святослава Куруленко пообещать стране 2 миллиарда долларов «на шару», за продажу квот на выбросы в атмосферу в страны ЕС.
 
Украинская власть всегда мечтала о бешеных деньгах, которые наполнят бюджет и не заставят напрягаться ради их заработка. Притчей во языцех стало «золото Полуботка». Пятнадцать лет высокопоставленные чиновники разных правительств рассказывают о невиданных богатствах украинских недр, в которых есть всё и в любых количествах, только вот достать никак не сподобятся. Сразу за Куруленко отметился Ехануров, обнаруживший «между Черниговым и Луганском» 3 триллиона кубов газа и пообещавший к концу года в полтора раза увеличить его национальную добычу.
 
Но Святослав Сергеевич вроде бы всегда был человеком вменяемым. Карьеру делал не торопясь, добротно. Родину любить обучался ещё в рядах предыдущей, адекватной, власти, которой служил вначале главным экологом Донецкой (едва ли не самой сложной с экологической точки зрения) области и при которой же и стал заместителем министра. По идее с Киотским протоколом и связанными с ним проблемами знаком не понаслышке. Откуда же эта тяга к бесплатному сыру, больше присущая глупым мышкам, чем ответственным чиновникам?
 
Можно, конечно, предположить, что Святослав Сергеевич подхватил вирус оранжевой хвастливости. Но это сомнительно. Более вероятно, что, во-первых, как любой чиновник он на подсознательном уровне, инстинктивно, пытается продемонстрировать свою нужность власти, которая, находясь в системном кризисе и бездумно размахивая шашкой, может ненароком смахнуть замминистра с его кресла. Во-вторых, существенную роль играют и ведомственные интересы. Продажа квот контролируется именно Министерством охраны окружающей среды, а перспектива получить на блюдечке с голубой каёмочкой 2 млрд. дол. естественно резко повышает значение министерства и его руководителей в системе органов государственной исполнительной власти. В-третьих, там, где речь идёт о миллиардах никогда не остаётся в накладе и собственный чиновничий карман, даже если в казну не попадёт ни копейки.
 
Однако Киотский протокол – штука сложная. Начнём с того, что США и Австралия (в общей сложности 40% мировых выбросов) его не ратифицировали. Вашингтон свой отказ от ратификации объяснил просто – это противоречит жизненным интересам США и несёт угрозу национальной безопасности, поскольку тормозит и угрожает вовсе остановить развитие американской экономики. Между тем, США должны были сократить выбросы не на такую уж неподъёмную величину: на 7% за десять лет. К 2012 году уровень выбросов в атмосферу промышленностью США парниковых газов должен был составить 93% от уровня 1990 года. Тем не менее, все эти годы американская промышленность только наращивает выбросы, и местные олигархи отказываются даже обсуждать возможность стабилизации выбросов на каком-то определённом уровне.
 
ЕС, чьи выбросы в атмосферу должны были составить 92% к уровню 1990 года, протокол ратифицировал, но страны Евросоюза стабильно не выполняют его нормы. При этом они не докупают и, похоже, не собираются докупать никакие квоты. Учитывая, как страны ЕС, члены еврозоны, игнорируют нормы Союза относительно максимально допустимого уровня бюджетного дефицита, регулярно избегая ими же предусмотренных санкций за такое нарушение, можно с уверенностью утверждать, что нормами Киотского протокола они будут пренебрегать значительно беспардоннее.
 
Можно, однако, предположить, что ЕС, не желая подвергаться конструктивной критике стран третьего мира, которым не составляет труда выполнять нормы протокола по причине полного отсутствия промышленности, всё же решит докупить квоты и тут-то настанет золотая пора Украины. Останется только накручивать цену и считать прибыли. Но не так-то всё и просто.
 
Во-первых, механизм торговли квотами ещё далеко не отработан. И цены, которые называют отечественные государственные деятели сейчас, имеют то же происхождение, что и «золото Полуботка». Просто, не так давно, представители Беларуси заявили, что страна могла бы получить от торговли квотами миллиард-полтора долларов. Откуда они взяли эту цифру не объясняли, но украинцы, чьи расчёты ещё год назад упирались, максимум в миллиард прибыли от продажи своих квот, решили, что не могут же они заработать меньше какой-то там Беларуси.
 
Во-вторых, квоты продаются навсегда. И, если сейчас промышленный потенциал Украины составляет 50-60% от уровня 1990 года и, соответственно, выделенные стране квоты в два раза превышают необходимый уровень (Украина и Россия обязались по Киотскому протоколу не превышать уровень выбросов 1990 года), то надо предполагать, что правительство, при всей своей оранжевости, всё же планирует когда-нибудь преодолеть кризисные тенденции в экономике и восстановить рост, который рано или поздно выведет нас на уровень 1990 года, со всеми вытекающими последствиями. Тем более, что есть все основания надеяться, что уже через пару месяцев страна получит значительно более адекватное, ответственное перед парламентом правительство.
 
Безусловно, можно надеяться на реализацию мифов о чудесных энергосберегающих технологиях, экологически чистых источниках энергии и на прочие благоглупости, которыми кормила доверчивых украинцев власть «преступная» и продолжает кормить «народная». Ситуация, однако, такова, что, лишившись (в отличие от Беларуси) дешёвого газа, который является сравнительно более чистым экологически топливом, минимизирующим выбросы в атмосферу, Украина планирует заместить значительные объёмы импортного газа, собственным углём. Трудно сказать, насколько это будет дешевле, но то, что выбросы от угля на порядок превышают уровень выбросов от газа, известно ныне даже школьнику. Следовательно, даже сохраняя на нынешнем уровне промышленный потенциал, только за счёт замещения газа углём, Украина способна резко увеличить уровень своих выбросов в атмосферу.
 
Наконец, в-третьих, положения Киотского протокола действуют только до 2012 года, после чего весь процесс подписания и ратификации нового документа начнётся заново. В том числе по-новому будут определены и квоты. Можно не сомневаться, что США потребуют огромных уступок за своё согласие остаться в процессе. Вряд ли будут склонны ограничивать конкурентоспособность своей промышленности в ЕС и в Японии. Во всяком случае, в Евросоюзе Киотский протокол, его изобретателей и подписантов критикуют почём зря. Растущие экономики Индии, Китая, Ирана, потребуют увеличенных квот. Будет естественно и справедливо, если проблему станут решать за счёт тех экономик, которые не только не выбирают собственные квоты, но и пытаются ими приторговывать. При этом, как правильно заметил Леонид Данилович Кучма: «Украина – не Россия». Москва может защитить свои интересы на международной арене, Киев же способен только дуться как мышь на крупу, а коли на него прикрикнут и ножкой топнут – низко кланяться.
 
Фактически Украина не успеет ничего продать и вряд ли кто-то у неё что-то купит, как это уже будут не её квоты.
 
Между прочим, любимый оранжевыми российский экономист экс-советник президента Путина Илларионов, чью рекомендацию не сдаваться в газовом споре нацики не  реализовали, но любят цитировать, как доказательство наличия в своих действиях великой сермяжной правды, считал, что России вообще не следует присоединяться к Киотскому протоколу, по тем же причинам, по которым его не ратифицировали США. Любая растущая экономика, желающая на равных конкурировать с соседями, не может искусственно ограничить потребление энергоресурсов. Даже, если сегодня кажется, что квоты неисчерпаемы, завтра выяснится, что их судорожно не хватает.
Владимир Павленко

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт