%25 %786 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Первая акционерная «ночь» Все статьи Версия для печати На главную
16.02.2007 17:26

О великих и таинственных действах под названием «общие собрания акционеров» до сегодняшнего дня мне доводилось писать много, легко и, признаюсь, цинично. Оттого что «наблюдал» я их в большей степени только со страниц предоставленных мне пресс-релизов или иных «информашек». Но после 15 февраля мое отношение к этому делу, несомненно, изменится – я побывал на одном таком собрании. Ибо был акционером…
 
То, что я стал «счастливым» держателем небольшого пакета обычных акций ЗАО «Трудовой коллектив «Энергопрект», волею случая, конечно, объяснить нельзя. Ровно, как и моей особой алчностью или склонностью к рискованным финансовым предприятия. Случилось это не так давно, когда сидя на жестком барном табурете я благосклонно прислушивался к сеансу психоанализа, проводимому с моей особой старым другом. Тот с прямотой сравнительно удачливого (и бывалого!) акционера заявлял, что жить мне век суждено на одно жалование, ибо не обладаю сколь либо приметной коммерческой жилкой. В то же время, если я не желаю отстать от модных тенденций (а в Киеве нынче жить на дивиденды очень популярно), он очень советовал бы мне приобрести небольшой пакет акций верного предприятия. И как вариант предложил уступить со своих более чем 13 тыс. акций указанного ЗАО тот самый десяток.
 
Поскольку наличности у меня хватало и расплатиться по счету, и немедленно стать капиталистом я особо не раздумывал, ибо получал интересный (и, чем черт не шутит, быть может, выгодный) опыт. К мыслям о потенциальной выгоде меня подтолкнула краткая «родословная» ЗАО – оно было организовано на «базе» ОАО «Киевский научно-исследовательский институт и проектно-конструкторский институт «Энергопроект». Каюсь, я мню себя человеком здравомыслящим и все, что касается энергетики как таковой, представляется мне делом беспроигрышным и перспективным.
 
Еще более укрепился я в этой вере позже, узнав, что данный институт является фактически эксклюзивным по Украине предприятием, занимающимся проектированием, разработкой нормативных документов, обеспечивает ПОЧТИ ВСЕ энергообъекты страны надзором на протяжении их жизненного цикла: от выбора площадки для строительства до снятия с эксплуатации. По роду своей деятельности я имею представление СКОЛЬКО можно зарабатывать на этом рынке, посему надежды меня переполнили самые радужные. Подумывалось даже как бы «невзначай» встретить товарища и выклянчить у него более существенный пакет…
 
Впрочем, вскоре искомый появился сам и поведал последние новости из жизни «нашего» предприятия. Новости в его изложении были нерадостными – ситуация на ЗАО тревожная, пошли слухи о тайной передаче правлением общества основных пакетов акций в сомнительные руки, «вольном» обращении с прибылями и т.п. Но главной вестью было то, что на 15 февраля назначено общее собрание акционеров, где и должно произойти объяснение менеджмента с доверителями.
 
В общем, с «коллегой» мы условились встретиться перед собранием, а в ожидании часа «Х» я решил наконец-то полюбопытствовать акционерной «историей» предприятия. Из открытых источников удалось почерпнуть буквально следующее. На образованном в 1996 году открытом акционерном обществе КНИПКИ «Энергопроект» изначальное распределение пакетов (ОАО принадлежало 69,77% акций, еще 25 числились в собственности ФГИУ и 5,4% - были проданы физическим лицам) сохранялось до 2001 года. Потом внезапно председателя правления ОАО Юрий Малахов потребовал у коллектива внести весь свой пакет в уставный фонд новообразованного ЗАО «ТК «Энергопроект». В ноябре 2005 года весь почти 70% пакет ЗАО опять же личным распоряжением Малахова распыляется между ООО «УНА» (61%) и «Экспобанком» (8,77%). Поскольку оба предприятия – попросту арендаторы площади в институте, то такая «благотворительность» председателя правления, мягко говоря, вызывает удивление.  
 
Впрочем, следующие метаморфозы итак распиленного пакета (принадлежащего, напомню, не лично Малахову, а всему трудовому коллективу института) определенно вызывает подозрения, ибо вскоре и «УНА» дробит свой пакет между собой же (26%), и неким неустановленным физическим лицом – гражданином Российской Федерации. Собственно с этого момента се работники института и миноритарные акционеры оказывались с носом – влиять на управление активами института они уже никак не могли, так как ЗАО «ТК «Энергопроект» среди акционеров ОАО «Энергопроект» попросту… не числится. А фактически все предприятие оказалось во власти собственных же арендаторов и лиц, которых выбирал лично Юрий Малахов.
 
Еще интереснее оказалась история с дивидендами и собственно стоимостью акций. Причем с дивидендами было совсем просто – до 2006 года их не платили никому ВОООБЩЕ. Причем ни ОАО, ни ЗАО. Хотя прибыли институт явно получал, и немалые (одно только проектирования чернобыльского «Укрытия» чего стоит). И только после того как ЗАО утратило статус акционера ОАО, а акции перешли в частные, и, отмечу, подконтрольные исключительно Малахову руки, дивиденды полились в эти самые руки чуть ли не рекой.
 
…Какой журналист, спрашивается, после такой информации откажет себе в удовольствии почтить визитом грядущее собрание акционеров? Поскольку с такими мероприятиями мне сталкиваться доводилось все же только «удаленно», я, как акционер, с полным на то (как я считал) основанием пригласил с собой двух более осведомленных в тонкостях дела коллег по цеху. И 15 февраля ровно в 14.30 открыл дверь института.     
 
Обилие томящихся в регистрационном зале людей меня несколько удивило, помня описание подобных процедур, я никак не ожидал увидеть здесь около сотни человек. Впрочем, возникший из толпы товарищ, уже успевший зарегистрироваться, объяснил мне ситуацию – акционеров было не более 50-ти, остальную часть «массовки» составляла, приглашенная организаторами собрания охрана. Было видно, что вопросам безопасности здесь придают особое значение – судя по количеству стражей, на каждого акционера приходился как минимум один «оберег». Причем, если институтская и государственная (при форме и всех регалиях) особо старалась на глаза не попадаться, то с три десятка молодцов в гражданском (как оказалось из ОА «Спрут») откровенно оглядывали присутствующих дружелюбными взорами ястребов.
 
Впрочем, заснять эту картину не удалось, сам вид пока еще выключенной видеокамеры вызвал у «принимающей стороны» сильнейшее раздражение. Особенно это было странно, учитывая, что все происходящее уже записывала камера «от хозяев». Обладавшая, видимо, особой чуткостью на происходящее – как только возле столов регистрационной комиссии очередной акционер не находил себя в списке и пытался понять природу сего феномена, объектив ее тотчас же фиксировал рисунок потолка. И так по ходу всех многочисленных «неувязок», досадно выбивавшихся из явно прописанного кем-то стройного сценария представления под названием «общее собрание».
 
Назвать себя особо мнительным человеком, я не могу, но такое положение вещей однозначно показалось мне нарушением моих прав, как акционера (имеющего полное право на фиксирование хода собрания, если это не было запрещено самими акционерами), так и журналиста. Но вправлять мне мозги немедленно явился некий вездесущий тип, представившийся юристом Барабашом. Наверно очень ценный кадр для правления ЗАО, ибо он явно обладал серьезным даром ясновидения. По другому объяснить то, что указанный господин, основываясь на беглом визуальном обзоре моей особы, тут же заключил, что я не являюсь ни акционером, ни сотрудником СМИ, ни гражданином Украины. Некую легковесность и необоснованность таких заверений, впрочем, с лихвой компенсировал тот фактор, что его охрана слушалась беспрекословно.
 
Геройствовать тут было бессмысленно, поэтому мои коллеги (которым в присутствии тоже было категорически и весьма грубо отказано) прихватив запрещенную камеру, покинули институт. Кстати, ни внятно объяснить причину запрета видеосъемки и присутствия прессы, ни должным образом засвидетельствовать свои полномочия на такие запреты юрист Барабаш не удосужился. А просто откровенно нес чушь с такими честными глазами, что им позавидовал бы любой из народных избранников.
 
Впрочем, скоро он сменил «гнев» на милость и позволил мне попытать своего акционерного счастья у столов регистрационной комиссии и метнулся к «жалобному» столику. Там уже давно скандалила целая группа миниритариев, которые не нашли себя в реестре или им отказались зарегистрировать все количество акций, которые им принадлежали. Жалобы очень тщательно (по две-три секунды на каждую) разбирались. Безучастными зрителями в этом «цирке» служили, призванные соблюдать открытость процедуры, представители ГКЦБФР, а главным «рыжим» - некий импозантный господин под разными предлогами тычущий фигуральные кукиши возмущенным акционерам.
 
Вскоре, к группе жалобщиков присоединился и я – предоставленные мне государством Украина идентификационные документы не смогли убедить дотошных регистраторов, что я и есть тем лицом, указанным в списке акционеров. Провидческий талант Барабаша дал о себе знать. Здесь мне довелось свести знакомство с тем самым импозантным «рыжим», оказавшимся председателем правления ООО «УНА» и одновременно главой «оргкомитета» собрания. Господин откликался на фамилию Швецов, и на мое заикание о творящемся непотребстве тут же ткнул «дулю» и мне.
 
Небольшую, правда. Основной кукиш я увидел позже, когда после моей апелляции, член регистрационной комиссии посоветовала Швецову считать меня «недорегистрированным» акционером (то есть имеющем право присутствовать на собрании без права голоса). Поскольку все это происходило под прицелом видеокамеры, председатель горячо одобрил предложение, но как только прозвучала команда всем акционерам пройти на свои места в зале, а камера «отвернулась» композиции из трех пальцев мне адресовали и Швецов, и старый «знакомец» Барабаш.
 
После этого мне ж не оставалось ничего другого, как под заботливыми взглядами подтянувшейся охраны, в компании таких же неполноценных акционеров покинуть «поле битвы». Впрочем, возле входа мы столкнулись с другой группой «коллег», те толпились возле закрытых дверей – их попросту не захотели пускать даже на регистрацию…
 
Обидно все же, что не попал я на собрание. Там, по слухам, судьба дивидендов решалась, отчеты залашивались. Надо у товарища будет диктофон забрать, думаю, там много интересного записалось, ведь, судя по прелюдии, «ласкали» там мелких акционеров не покладая рук.
 
Влад Воробьев

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL

    


СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт