%19 %046 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

На радость мытарю Все статьи Версия для печати На главную
15.08.2007 13:53

Вопрос банковской тайны лично для меня возник в раннем детстве. Я вроде бы знал о том, что это понятие в мире незыблемо и свято, как “День 7-го Ноября – Красный День календаря» для советских граждан. Когда в 1979 году произошла антимонархическая революция в Иране помимо всего прочего меня удивил тот факт, что США наложили арест на авуары иранского шаха, хранящиеся в иностранных банках. Я по малолетству недоумевал – неужели какой-нибудь Bank of Switzerland или Credit Suisse вот так, за здорово живешь рассекретит вложения азиатского монарха. Оказалось, что вопрос этот довольно непростой и влияние на него со стороны политической конъюнктуры переоценить сложно.
 
Если обратиться к истории вопроса, то стоит заметить, что вкладчиков банков в первую очередь обычно интересуют степень надежности банков и проценты, выплачиваемые по вкладу. Но, при этом большинство из них не хотят, чтобы кто-либо знал о наличии и размере их капиталов. Тут возникает главное противоречие, так как государство и некоторые международные органы как раз озабочены желанием получить информацию о вкладах, их размерах и принадлежности. Любопытство государства продиктовано двумя причинам:  возможностью эффективного поиска криминальных денег для противодействия осуществлению преступной деятельности и возможностью контроля за уплатой налогов. Для того, чтобы банкиры, вкладчики и государство могли достичь баланса интересов и существует законодательство о банковской тайне. В том числе – в Украине.
 
Важность его развития и применения переоценить невозможно – история доказала, что законодательство о банковской тайне может служить как стимулом для притока капитала, так и причиной их бегства из отдельно взятой страны. Ведь деньги, как «жидкость с абсолютной текучестью», всегда цинично перетекают туда, где им комфортнее, при этом они не подчиняются ни моральным принципам, ни интересам государства и общества. Отношение к вопросу банковской тайны с течением времени менялось. От полной тайны вкладов до заявлений и действий, направленных на радикальный слом этой системы вообще (именно это сейчас с точки зрения автора и происходит). Инициатива в этом вопросе проистекает от стран ЕС и США. Воплощение их инвестиционных и социальных программ невозможно без роста расходов бюджета. А государственные доходы, являющиеся источником государственных расходов, можно пополнять лишь в том случае, если граждане указанных стран будут честно отдавать казне часть своих личных доходов. Причем, в отличие от украинской реальности, основная тяжесть налогового бремени в развитых капиталистических странах лежит на физических лицах.
 
Естественно, определенная часть этих физических лиц без особого энтузиазма воспринимает необходимость делиться своими доходами с государством. По этой причине миллионы европейцев и американцев хранят свои сбережения в банках стран, налоговый режим которых либо более либерален, по сравнению со странами ЕС и США, либо в странах, где отсутствует налогообложение по депозитам физических лиц. Так, по оценке налогового ведомства США, в банках Каймановых островов хранится около 800 миллиардов долларов, принадлежащих американцам. Каймановы острова – крохотное государство, входящее в пятерку крупнейших финансовых центров мира. Активы местных банков превышают аналогичный показатель штата Калифорния. При этом масштаб экономики Калифорнии отнюдь немал – пятое место в США. Получается, что Штаты не могут обеспечить своим гражданам уровень требуемой банковской тайны. Новой точкой отсчета в обозреваемом вопросе стало 11 сентября 2001 года. США перешли к активному поиску сбережений международных террористов, заключили ряд специальных соглашений между правительствами и компетентными органами разных стран по информированию друг друга о наличии банковских счетов граждан.
 
Используя различные виды давления, Соединенные Штаты добились от более чем двух десятков стран Европы и Карибского бассейна подписания соглашений по обмену информацией о наличии частных и корпоративных банковских счетов. Соглашения предусматривают специальные меры по раскрытию имен бенефициаров счетов и бенефициаров компаний, если они скрыты за именами номинальных владельцев, но являются подданными США. Также подписанные документы предполагают передачу информации о партнерах компании и стоимости ее акций. Подписание соглашений проводилось под видом борьбы с финансированием террористических организаций. Дело дошло до того, что даже оплот стабильности мировой финансовой системы и апологет незыблемости банковской тайны – швейцарские банки начали требовать от клиентов письменное подтверждение того, что они не являются налогоплательщиками в США и Великобритании. Швейцарские банки не хотят оказываться «стрелочниками» в случае проведения расследований американскими спецслужбами.
 
Не дремлет в этом вопросе и старушка Европа. Так в 2004 году страны Евросоюза договорились о налогообложении вкладов своих граждан в том случае, если резиденты одной страны открывают счета в другой стране. Теперь процентный доход нерезединтов-граждан ЕС будет облагаться налогом по национальной ставке.
 
Итак, в настоящее время положение с соблюдением банковской тайны в основных финансовых центрах мира выглядит следующим образом. США являют собой яркий образец совокупности тотального контроля, необходимость которого прикрыта благими намерениями, и неразборчивости в средствах и методах. Вряд ли кто-то извинится перед клиентом, если будет необоснованно заблокирован его счет или будут предприняты какие-либо иные санкции против капиталов, вызывающих малейшее подозрение. Информация американским банком может быть предоставлена даже в ответ на запрос по факсу, если этот документ содержит хотя бы отдаленные признаки официального бланка. Все просто – согласно действующему законодатедельству 20% от взысканной суммы причитается в виде вознаграждения тому, кто указала на нарушителя.
 
Банки, расположенные на островах Карибского бассейна, пока остаются достаточно “закрытыми” и обеспечивают сравнительно высокий уровень банковской тайны.
 
Западная Европа в этом вопросе весьма неоднородна. Есть страны, которые не хотят иметь проблем, возникающих при проведении сомнительных операций. Например, Великобритания ввела такие правила банковской тайны, которые позволяют банкам самостоятельно проверять клиента и в режиме реального времени определять его “специфику”, идентифицирую криминальные или подозрительные операции. Причем это не самый строгий случай. В Дании банки откроют счет компании, зарегистрированной не в ЕС и США только в случае наличия рекомендаций от известных западных партнеров и исключительно для осуществления операций, связанных с реальным перемещением товаров через таможенную границу. А вот, например, в Бельгии, Австрии и Люксембурге пока что существенных изменений не произошло. В этих странах банковская тайна может быть раскрыта лишь в отношении лиц, совершивших преступлений. Примерно тоже самое наблюдается и в Швейцария. Кстати, в этой стране за разглашение банковской тайны в Уголовном кодексе предусматривается тюремное заключение сроком до 3 лет. Причем банковская тайна не ограничена во времени – она остается в силе даже после закрытия счета клиента. Исключение в плане предоставления информации, составляющей банковскую тайну, может быть сделано лишь на основании мотивированного запроса Интерпола, когда речь идет о доказанном отмывании денег. Довольно либеральным отношением отличаются и кипрские банки.
 
Обязательно стоит сказать, что в Европе осталось несколько стран, где можно открыть так называемый “псевдонимный” счет (в некоторой степени напоминает существовавшие в Украине “анонимные счета”), открываемый на вымышленное имя. Ответственные работники банка будут знать имя истинного владельца счета, но для третьего лица эта информация не доступна. В Украине  использовались так называемые “номерные” счета, популярность которых в середине 90-х годов была очень высока..
 
В нашей стране вопросы банковской тайны приобретают все более серьезное значение. 2003 год стал в этом вопросе знаменательным в силу принятия Закона Украины “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем”. В рамках реализации данного нормативного акта в каждом коммерческом банке была создана соответствующая служба, в обязанности которой входит мониторинг деятельности клиентов по довольно жестким критериям (под контроль должны попадать все трансакции на сумму свыше 80 000 гривен), идентификация их операций на возможную причастность к “отмыванию” и доведение информации до сведения компетентных органов. Связано это было с тем, что в 2003 году против нашей страны были введены довольно серьезные санкции со стороны FATF, действие которых было смягчено лишь в начале 2004 года.  
 
Что же понимается в украинском законодательстве под этим термином? Гражданский кодекс Украины устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета, операций по нему и сведений о клиенте, но не устанавливает конкретно, какая именно информация не подлежит разглашению. Например, Закон Украины «О банках и банковской деятельности» определяет банковскую тайну как информацию относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьими лицами при предоставлении услуг банком и разглашение которой может причинить материальный или моральный вред клиенту. Нацбанк своим письмом определил, что банковской тайной является любая информация, касающаяся клиента, кроме относящейся к государственной тайне, которой банк владеет на законных основаниях.
 
Если исходить из того, что банковской тайной является любая информация о клиенте, кроме государственной тайны, то становится ясным, что банковская тайна является составляющей коммерческой тайны. В частности, банковскую и коммерческую тайны «роднят» сведения, которые их составляют - это сведения, связанные с управлением и финансовой деятельностью субъекта хозяйствования. Законодательством устанавливается, что банковскую тайну составляет информация о состоянии счетов, операциях, заключенных сделках; финансово-экономическом состоянии клиента; системах охраны банка и клиентов; информация об организационно-правовой структуре юридического лица-клиента, его руководителях, направлениях деятельности; другая коммерческая информация; кодах, которые используют банки для защиты информации; клиентах во время проведения банковского надзора. Но банковской тайной не может быть информация, которая подлежит опубликованию, например, организационно-правовая форма субъекта хозяйствования, информация об участниках полного или коммандитного общества.
 
Банковская тайна в нашей стране не первый год подвергается критике со стороны всевозможных госструктур и, прежде всего, правоохранительных органов и налоговой администрации, а потому финансисты приветствуют желание Нацбанка наконец-то разъяснить порядок ее раскрытия. Относительно предоставления либо непредоставления банками информации о клиентах всегда возникало множество споров. Чиновники всегда горели желанием открыть свободный доступ к сведениям об операциях рядовых украинцев и предприятий, которые, по естественным причинам, не желают раскрывать финучреждения. И чем четче будут прописаны правила разглашения этих данных, тем проще банкам будет работать.
 
Некоторое время назад Национальный банк Украины разослал всем коммерческим банкам разъяснение о том, в каких именно случаях, они имеют право предоставлять сведения об операциях клиентов третьим лицам. Другими словами, раскрывать банковскую тайну. Банковская информация, по мнению НБУ, может предоставляться при трех обстоятельствах: по письменному обращению самого клиента, по письменному требованию суда, а также согласно постановлению суда, и по запросам государственных органов. В последнем случае финансовые учреждения должны предоставлять данные, если к соответственно оформленному требованию прилагается перечень наименований конкретных юридических лиц и физлиц-субъектов предпринимательской деятельности, а также номеров их счетов. Если финансисты заметят какую-либо неточность в оформлении «бумаг», то они имеют полное право отказать чиновникам в предоставлении каких-либо сведений.
 
Еще одна причина, по которой банкиры хотят окончательно прояснить вопрос разглашения сведений о клиентах и их банковских операциях – это введение уголовной ответственности за разглашение банковской тайны, которое уже не раз лоббировалось народными депутатами. В последний раз депутаты выносили на рассмотрение парламента соответствующий законопроект («О внесении изменений к Криминальному кодексу Украины») еще осенью 2004 года. Однако сейчас по рынку ходят слухи о том, что в недрах Верховной Рады зреет еще один аналогичный законопроект, который имеет высокие шансы на принятие парламентом. Разумеется, финансисты не в восторге от ожидаемых новаций – ведь, по сути, им придется постоянно «ходить под статьей».
 
Перейдем непосредственно к порядку раскрытия банковской тайны. Этот порядок устанавливает статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», а именно: по письменному запросу или с письменного разрешения собственника такой информации; по письменному требованию суда или по решению суда; органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, Антимонопольного комитета Украины, органам Государственной налоговой службы Украины, органам государственной исполнительной службы — по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени; специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга по его письменному требованию относительно дополнительной информации о финансовой операции, которая стала объектом финансового мониторинга.
 
И все же информацию, содержащую банковскую тайну, в полном объеме банки могут предоставлять в ряде случаев. Так, Правила предусматривают подачу письменного запроса и (или) разрешения клиента о раскрытии информации, содержащей банковскую тайну, в произвольной форме и соответствующим образом подписанного. Банки обязаны исполнять письменные требования судов общей юрисдикции, а также принятые ими решения (постановления) о раскрытии информации, содержащей банковскую тайну. По письменному требованию суда о раскрытии информации, составляющей банковскую тайну, или по решению (постановлению) суда о раскрытии информации, составляющей банковскую тайну, банк раскрывает информацию в объеме, определенном требованием или решением (постановлением) суда.
 
В любом случае наблюдается некий поиск компромисса, хоть и далеко не всегда – в цивилизованных формах: НБУ опекает банки («по должности положено»), люди, близкие к силовым ведомствам, преследуют иныецели. Боюсь, что это не надолго и причина такого опасения находится за пределами Украины. Похоже, что времена, красочно описанные в фильмах про Агента-007, с тайными кодированными счетами уходят в прошлое. Есть основания предполагать, что глобалзация мировой экономики будет вызывать дальнейшее нивелирования значения банковской тайны. Осторожные клиенты банков будут наблюдать уменьшение возможности выбора, в силу чего услуги консультантов, предлагающих уникальные услуги, будут расти в объеме вместе с ростом цен на эти услуги. И Украина не сможет стоять в стороне от происходящего. А мытари наши, опекаемые Николаем Яновичем, возрадуются и ощутят позитивное влияние глобализации экономики. Позитивное – для них, так как предприниматели вряд ли от этого выиграют. Особенно учитывая методы работы «соколов Азарова».
 
 Федор Петренко

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт