%25 %958 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

“Укртатнафта” – предприятие украинское Все статьи Версия для печати На главную
24.11.2009 11:43

И всё-таки “Укртатнафта” – украинская! Подобным образом можно перефразировать знаменитое “крылатое” изречение, которое якобы произнёс великий астроном и физик Галлилей. Дело в том, что в начале ноября нынешнего года украинские суды вынесли сразу 2 судьбоносных решения, напрямую касающихся ситуации вокруг этого некогда совместного предприятия. Во-первых, Верховный суд отклонил кассационную жалобу российского ОАО “Татнефть”, подтвердив тем самым решение Хозяйственного суда Полтавской области от 13 марта 2009 года о признании недействительной сделки по приобретению Министерством имущества и земельных ресурсов Татарстана 28,778% акций “Укртатнафты”. Во-вторых, Хозяйственный суд Полтавской области признал недействительной покупку всё той же “Татнефтью” 8,613% акций “Укртатнафты”. Чтобы разобраться в существе данного вопроса вернёмся на 15 лет назад, тем более, оба судебных вердикта тесно взаимосвязаны между собой.

В 1994 году Президенты Украины и Татарстана договорились о создании на паритетной основе совместного предприятия с целью переработки нефти. Оба руководителя издали соответствующие Указы, кроме того, между Украиной и Республикой Татарстан было заключено Межправительственное соглашение о создании такой компании под названием СП ЗАО “Укртатнафта”. Наща страна в лице Фонда госимущества внесла в его уставный фонд целостный имущественный комплекс Кременчугского НПЗ. Тогда завод оценивался в $450 млн., хотя такая сумма не отражала его реальной стоимости, поскольку производилась в соответствии с ещё действовавшими устаревшими нормами бухгалтерского учёта советских времён. За это Украина получила 43,05% акций “Укртатнафты”, которыми сегодня управляет НАК “Нафтогаз Украины”.

В качестве взноса Минземимущества Татарстана были определены права собственности на нефть и нефтяной конденсат на 25-ти месторождениях в республике, в качестве взноса “Татнефти” – передача основных фондов в виде нефтяных месторождений на сумму в $180 млн. 19 июля 1997 года общее собрание акционеров “Укртатнафты” по инициативе татарской стороны, которая на тот момент фактически полностью контролировала руководство компании, приняло абсолютно нелогичное решение об измении форм взноса: Минземимущества – на акции ОАО “Татнефтепром”, а “Татнефти” – на денежные средства. Весной следующего года акционеры “Укртатнафты” планировали обсудить вопросы “реализации неоплаченных акций” и “изменений уставного фонда”, но затем собрание акционеров благополучно “отложили на неопределённое время” и к данной теме больше уже не возвращались.

Причина такой удивительной “забывчивости” заключается в том, что изменение формы взноса татарскими акционерами грубо нарушило действующее украинское законодательство. 14 мая 2009 года это подтвердил Киевский апелляционный хозяйственный суд, признавший недействительными соответствующие решения общего собрания акционеров “Укртатнафты”, состоявшегося 19 июля 1997 года. Аналогичное мнение было и у Верховного суда Украины, оставившего в силе вердикт нижестоящей инстанции. Таким образом, и Минземимущество Татарстана, и “Татнефть” владеют акциями “Укртатнафты” незаконно. Но самое интересное заключается в том, что осенью 2006 года Минземимущество передало “Татнефти” свой пакет акций в доверительное управление сроком на 5 лет. Сделано это было в рамках очередной попытки отбрать у Украины Кременчугский НПЗ, чем, собственно, и занимались недобросовестные татарские акционеры все 15 лет существования совместного предприятия.

Как уже говорилось выше, 28,778% акций “Укртатнефти” в своё время обменяли на пакет акций “Татнефтепрома” в размере 73,92%. Причём, сделано это было совершенно номинально – акции так и остались в Татарстане, и передавать их в Украину никто не собирался. Оно и понятно, если учесть, что “Татнефтепром” является самой перспективной в Республике Татарстан компанией по разработке, добыче и переработке “чёрного золота”, владеет месторождениями с доказанными запасами нефти в размере 60 млн. т (т.е. миллиарды долларов при любой экономической ситуации и любых ценах на нефть) и по своей стоимости в несколько раз превышает стоимость “Укртатнафты”. Тем не менее, до начала осени нынешнего года данный пакет акций “Татнефтепрома” был украинской собственностью.

11 сентября 2009 года 73,92% акций “Татнефтепрома” продали по многократно заниженной цене татарскому ЗАО “Алойл” (её акционерами являются нынешние и бывшие руководители “Татнефти”) на состоявшемся в Казани аукционе, предварительно арестовав, а затем изъяв в качесте обеспечения противозаконного иска одной из местных компаний к “Укртатнафте”. Об этой истории, связанной с фиктивно сформированной задолженностью Кременчугского НПЗ перед подконтрольными “Татнефти” фирмами за никогда не поставлявшуюся на завод нефть, последующей переуступкой этого долга и целой вереницей откровенно предвзятых решений судов Татарстана всех уровней, единым фронтом вставших на защиту земляков, наши СМИ писали довольно много и подробно, так что ещё раз останавливаться на ней нет смысла. Как всегда, важен итог: собственность государства Украина самовольно и незаконно отбрали, затем продали. Поскольку данный пакет акций “Татнефтепрома” являлся последним реальным взносом Татарстана в устаный фонд “Укртатнафты”, она теперь превратилась из совместного предприятия в исключительно украинское.

Как обычно, “Татнефть” заявила о непризнании решений украинских судов, назвала Межправительственное соглашение, которым определялись формы взноса сторон, чуть ли не “филькиной грамотой” и начала активно ссылаться на Указы Президентов Украины (№704 от 29.11.1994г.) и Татарстана (№УП-883 от 13.12.1994г.) о создании “Укртатныфты”. При этом, правда, ничего не говорится о том, что в них чётко сказано – уставный фонд совместного предприятия должен состоять из паритетных взносов обеих сторон. Как известно, на сегодняшний день доли Татарстана в уставном фонде “Укртатнафты” нет вообще. Ни юридически, ни фактически.

Наверняка “Татнефть” будет обжаловать решение Хозяйственного суда Полтавской области, касающееся 8,613% акций “Укртатнафты”. Однако, учитывая схожесть юридических аргументов, позиций сторон с судебным разбирательством о законности покупки 28,778% акций, исход этого дела вполне очевиден. Да, в Украине, в отличие, например, от США, не действует прецедентное право. Но если суть спора и доказательная база идентичны, то уже существующее решение Верховного суда будет неким индикативом для судей, рассматривающих второе дело. Значит, с большой долей вероятности можно говорить, что судьба этого иска “Татнефти” будет точно такой, как и предыдущего. Заявления теперь уже бывших татарских акционеров в духе “”Укртатнафта” по-прежнему является совместным предприятием”, вообще является грубым посягательством на собственность суверенного, независимого государства Украина. Подобные выходки обязательно должны получить соответствующую оценку со стороны компетентных органов Украины.

Тем временем, согласно старой восточной поговорке “Собака лает, а караван идёт”, ситуация на самом Кременчугском НПЗ улучшается с каждым месяцем. Заключён долгосрочный договор с азербайджанской компанией “SOCAR” о поставках на завод каспийской нефти в объёме 240 тыс. т в месяц с последущим увеличением до 400 тыс. т в месяц, в октябре 2009 года возрос, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, выпуск бензина – на 42%, дизтоплива – на 39%, мазута – на 93,7%, начато производство дизтоплива по стандарту “Евро–4” и бензина по стандарту “Евро–3”. Нет вороватых лже-партнёров из Татарстана – и всё в порядке.
 

Егор Панченко 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт