%18 %785 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Киевский студент академик Меркуров Все статьи Версия для печати На главную
23.03.2010 11:09

У всех на памяти, как в конце майданного правления в центре столицы националистические подонки безнаказанно изувечили памятник Ленину - произведение искусства огромной художественной ценности. Показательно, что прошло совсем немного времени и, почувствовавшая полную безнаказанность нацистская нечисть перешла от памятников к людям. Бивший по памятнику кувалдой некий Мыкола Коханивский возглавлял на прошедшей неделе, во время демонстрации под Минобразования, группу фашистских боевиков, тяжело избивших историка и политолога Виктора Воронина, вставшего с плакатом в поддержку травимого наци министра образования и науки.

В свое время Дмитрий Табачник в своем резонансном материале «Реквием по Украине» о «молчании ягнят» украинской, с позволения сказать, интеллигенции относительно этого мерзкого акта вандализма привел интересный исторический пример. Французские социалисты ненавидели маршала Жозефа Галлиени - выдающийся военачальник подавлял восстания в колониях, а будучи военным комендантом Парижа в 1914 г. (в 1915—1916 годах — военным министром), жестокими мерами сохранял боеспособность армии.

Однако все, на что решилась социалистическая мэрия Парижа, — это засеять дорожку к памятнику маршалу травой. Следующий мэр оставил сделанное без изменений - славу маршала не могла поколебать никакая полоска газона и молоденькая трава всегда была завалена цветами.

Но хотелось бы сейчас сказать об ином. Автор памятника Ленину является гордостью Киева и оставшееся без наказания варварство (несмотря на приход новой власти!) – это и плевок в лицо всем подлинным киевлянам.

Действительный член Академии художеств, народный художник СССР Сергей Дмитриевич Меркуров, на шедевр которого напали шариковы в вышиванках, — один из талантливейших учеников великого Родена, и его огромный талант получил признание ещё до 1917 года. Жизнь Сергея Дмитриевича была тесно связана с Киевом и, до конца дней он считал его родным. Подобно булгаковскому профессору Преображенскому, академик мог бы с гордостью сказать: «Я киевский студент, а не Шариков!» А жизнь великий ваятель прожил чрезвычайно яркую и насыщенную, но до самой смерти в 1952 году не забывал нерушимых заветов чести, полученных во время недолгого ношения студенческого мундира Киевского политеха.

Родился Меркуров в 1881 году в армянском городе Александрополь (сейчас Гюмри) в семье небогатого купца греческого происхождения. Обучаясь в городском училище, он нашёл для себя неожиданный приработок – помогал кладбищенским каменщикам высекать изображения на могильных плитах. После окончания в Тифлисе реального училища, в 1901 году поступает в Киевский политехнический институт, который, несмотря на то, что был открыт совсем недавно, уже стал одним из наиболее сильных в Российской империи высших технических учебных заведений. Кто знает, как сложилась бы в дальнейшем судьба Меркурова, если бы не следуя моде времени, он не увлекся революционным движением, что было тогда почти обязательным для студенческой молодёжи. Однако участие в антиправительственной демонстрации на Крещатике под красным знаменем кончилось для студента-политехника печально. Он не только был исключен из политехникума, но и получил в полицейском участке серьёзные увечья, вызвавшие травматический туберкулёз. После этого Меркуров уезжает на лечение в Крым, где продолжает заниматься революционной деятельностью, в том числе распространяет социал-демократические листовки среди экипажей судов Черноморского флота.

Когда реальной стала опасность ареста, бывший студент с «волчьим билетом» уезжает в Швейцарию и поступает на философский факультет Цюрихского универитета, однако всё большее место в его жизни начинает занимать скульптура. Сначала Меркуров обучается у известного швейцарского скульптура Адольфа Майера, по совету которого поступает в Мюнхенскую академию искусств. Потом Париж, где начинающий скульптор встречает Огюста Родена, ставшего для него главным учителем в искусстве.

Возвращение в Россию, и первый успех – посмертная маска Льва Толстого, с которым скульптор познакомился ещё в Крыму. Через несколько лет эта маска стала огромной помощью Меркурову при создании памятника великому писателю земли русской. Вскоре скульптор становится лучшим в мире мастером по снятию посмертных масок. Вот только некоторые из огромного количества меркуровских масок – Булгакова, Сурикова, Маяковского, Эйзенштейна, Вертинского, Плеханова, Ленина, Фрунзе, Дзержинского, Чкалова, Шапошникова.

В 1918 году в центре Москвы устанавливают два памятника работы Меркурова – Достоевскому и Толстому, что сразу же выдвигает его в ряд первых скульпторов России. Интересно, что моделью для, ставшего подлинной вехой в искусстве скульптуры, памятника автору «Преступления и наказания» и «Бесов» служил «печальный Пьеро» - Александр Вертинский, с которым скульптора связывала искренняя дружба и общая любовь к Городу.

Потом новые шедевры – памятники Тимирязеву, Бурденко, Вишневскому, Циолковскому. Даже при создании памятников Ленину и Сталину Меркуров не был ремесленником и резко выделялся на фоне заданных агитпропом жёстких стандартов. Его гигантские памятники двум вождям на канале имени Москвы вызвали ассоциацию у зарубежных искусствоведов с мощью древних Ассирии и Вавилона.

Да и то, что у кремлевской стены стоит пять бюстов работы Меркурова, свидетельствует о его принадлежности к лучшим ваятелям эпохи.

Киевский памятник Ленину одно из лучших творений Меркурова. Он создавался ещё до войны для всемирной выставке в Нью-Йорке 1938 года, но за океан так и не была отправлен. Открытый на бульваре Шевченко 5 декабря 1946 года, монумент стал символом послевоенного восстановления Киева, понесшёго в войну огромные и, казалось, невосстановимые потери, символом победы величия человеческого духа над античеловеческой машиной фашизма. Спустя какие-то три года после освобождения столица Украины восстала подобно Фениксу из пепла и, даже, начала украшать свои улицы произведениями подлинного искусства. Именно поэтому памятник воспринимался не только как увековечивание памяти вождя Октября, но и как символ несокрушимого величия вечного Города, неизменно поднимающегося после любого завоевания.

Западные искусствоведы уже тогда отмечали сильную энергетику, исходящую от памятника. Видно, неслучайно двоюродным братом Меркурова был один из наиболее загадочных философов-мистиков прошедшего столетия Георгий Гурджиев, а сам скульптор в двадцатые годы входил в тайное мистическое общество «Единое трудовое братство».

Сейчас, восстановленный при содействии КПУ и всех людей доброй воли, памятник стоит с правой рукой заметно более тёмной, чем вся скульптура – через десятилетия в глубоких пластах карельского кварцита большее содержание графита. И это навсегда останется напоминанием о человеческой глупости и подлости. А глупость и подлость забывать нельзя (как нельзя и оставлять преступления без наказания), иначе не избежать их повторения на новом витке спирали исторического развития. Необходимо, чтобы никогда не забывались «окаянные дни» майдана и последовавшие за ними страшные годы уничтожения Украины, которую нам сейчас надо восстанавливать на месте оранжевого пепелища.

Денис Астров 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт