%19 %779 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Бензиновые крайности Все статьи Версия для печати На главную
22.06.2010 16:03

В начале недели стало известно о том, что Минтопэнерго нашло нового «врага» на розничном рынке нефтепродуктов Украины. Как оказалось, своеобразной «костью в горле» в Кабмине воспринимают белорусских импортеров, поставляющих нам свое топливо. Отечественные чиновники негативно воспринимают то, что белорусские поставщики стали стремительно увеличивать свою долю на украинском рынке, создавая большую конкуренцию украинским производителям топлива. В целях поддержки «вітчизняного виробника» и задумались «на углу Хрещатика и Прорезной» над тем, чтобы ввести пошлины на импортируемые в Украину нефтепродукты.

В Министерстве топлива и энергетики официально заявили о том, что серьезно рассматривают возможность введения сбора на топливный импорт, при этом не уточнив предполагаемый размер новой пошлины. Причина такой решимости представителей топливно-энергеического ведомства проста – белорусские поставщики бензина и солярки продают украинцам товар по существенно меньшей цене, чем остальные импортеры, и, тем более, украинские производители. Так, оказалось, что соседи торгуют на украинском рынке в среднем на $60-70/т дешевле, чем, например, поставщики топлива литовского производства. При этом, товар у белорусов не просто относительно дешевый, но и качественный, что выгодно отличает его от многих конкурентов. А особо сильно отличаются от качества украинских нефтепродуктов. Естественно, в виду таких преимуществ топливо наших соседей стало пользоваться большой популярностью и спросом у украинских потребителей, а это сработало не в пользу интересов отечественных производителей бензина.

На подобную ситуацию представители Минтопэнерго отреагировали подобно быку, завидевшему красную тряпку – вместо того, чтобы вникнуть в проблему и решить ее не как всегда поверхностно, на «на углу Хрещатика и Прорезной» начали «бить копытом», и готовиться к «пошлинной войне» против топливного импорта из Белоруссии. Воспринимать такое поведение украинских чиновников без иронии сложно. Принимая во внимание объективные причины, по которым белорусское топливо заняло емкую нишу на рынке, вытеснив продукцию украинских производителей, можно сделать вывод о том, что стремясь грубо подавить импорт, наши власти вовсе не пытаются решить проблемы в сфере ценообразования на отечественном рынке нефтепродуктов.

Следует заметить, что топливо белорусского производства существенно дешевле по сравнению с тем же литовским и украинским не только благодаря льготам при поставках российской нефти, но и в силу повышения эффективности работы НПЗ Беларуси (Мозырьского и Новополоцкого) после их модернизации. Объективно получается, что устаревшая в технологическом плане и, следовательно, затратная украинская нефтепереработка никак не может тягаться с белорусским импортом. Однако, в Кабмине банально стремятся идти по пути наименьшего сопротивления, «разыскивая» крайних и без вины виноватых для того, чтобы избавить себя от головной боли с поиском оптимальных методов ценообразования на топливном рынке.

В данном контексте самое время обратить внимание на ту поверхностность подхода украинских властей к вопросу формирования цены, о которой упоминалось выше. Прежде всего, следует заметить, что, по мнению экспертов, принципы, по которым в Украине определяется цена на топливо, сомнительны и ненадежны, а потому не могут восприниматься эффективным механизмом ценообразования. С апреля 2007 года и до сегодняшнего дня цены на топливо в Украине определяются по специальной формуле, которая, хоть и редактируется без конца и края, по мнению руководства Минтопэнерго определяет «объективную стоимость» реализуемых на АЗС нефтепродуктов. Расчеты по формуле подаются в таком свете, несмотря на то, что не учитывают многие определяющие в деле ценообразования факторы, в отличие от общепринятой мировой практики.

Эксперты время от времени обращают внимание на то, что никаких стандартов ценообразования и формул, определяющих цены на АЗС, в развитых странах давно не существует, что упорно не принимается во внимание нашими чиновниками. Заместитель директора Научно-технического центра «Психея» по научной работе Геннадий Рябцев в одном из интервью подчеркивает, что расчет «средней» цены на топливо в Украине производится без учета происхождения товара (импорт, или отечественные бензины), его стандартизации, классификации, технологии производства, а так же, поставщика сырья. Немаловажна в деле определения стоимости продаваемых на розничном рынке нефтепродуктов, так же, специфика хранения и транспортировки продукции, что так же, не учитывается украинскими чиновниками. Все обусловленные перечисленными моментами отличия в цене каким-то чудом укладываются в пару десятков копеек, определенного формулой «ценового коридора». Естественно, что в таком случае, ни о какой «объективной» и «экономически обоснованной» цене на топливо в нашей стране говорить не приходится.

Принимая во внимание явно искусственный характер формирования цен на розничное топливо в Украине, можно прийти к выводу о том, что ценообразование на данную продукцию в нашей стране является не иначе, как скрытым административным регулированием рынка. При чем, исключающим ответственность за необоснованное завышение, или занижение цен на рынке - скачки цен ведь происходят в рамках официальной, хоть и безсмысленной «формулы». В случае с назревающими пошлинными «репрессиями» против импорта топлива в Украину, спровоцированными повышенной популярностью белорусского топлива на украинских АЗС, мы получаем лишь дополнительное подтверждение «ручного» управления ценовой политикой на рынке нефтепродуктов. На уровне правительства реальные рыночные тенденции не рассматриваются сигналом для принятия эффективных системных мер для стабилизации ценовой ситуации. Минтопэнерго формирует свою рыночную действительность, подгоняя рынок под удобные для себя и отечественных нефтепереработчиков условия. При этом, нанося вред рынку, формируя неконкурентно враждебную среду для импортеров.

Так ли должно быть в стране, стремящейся к развитию нормальной рыночной экономики? Пусть почвой для размышлений на эту тему послужить тот факт, что в США цены на топливо непосредственно зависят от уровня конкуренции на рынке. В Штатах ценообразование происходит по региональному принципу – все АЗС в масштабах одного населенного района сосуществуют в условиях общего ценового коридора. В таком случае рынок уравновешивает риск несения убытков, выделившись большим ценовым предложением по сравнению с конкурентами. Если же говорить об особенностях ценообразования на топливо в Украине в посткризисный период, когда платежеспособность населения оставляет желать лучшего, определенно имеет смысл поиска конкурентных механизмов формирования цены (с надеждой на ее уменьшение). Но, никак не поиску способов привести цену всего продаваемого на АЗС Украины топлива в соответствие с надуманной «формулой» или введению новой пошлины. Иначе, не только белорусы, но и остальные импортеры топлива будут вынуждены искать другие, более выгодные рынки сбыта (ведь не факт, что вслед за белорусским не подвергнется «гонению» бензин из Румынии или Литвы). Добавим еще, что от нынешнего снижения цен на топливо на украинских АЗС добра искать не приходится – все по старой доброй «формуле», а значит, и до очередного «взлета» цен недалеко.

И еще. Давайте зададимся простым вопросом: украинскому потребителю разве хуже от того, что он может заправить своего «стального коня» качественным и недорогим бензином? И не все ли ему равно – откуда этот бензин?

Олесь Гунь
 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL

    


СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт