%25 %102 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Recipe… Da, Signa мазь в нос Все статьи Версия для печати На главную
06.07.2010 11:03

Рецепт — это средство, при помощи которого врач обращается к фармацевту: Recipe, Da, Signa — возьми, выдай, обозначь... А фармацевт передает информацию пациенту, выдавая лекарства. Именно рецепт помогает объединить усилия врача и фармацевта в борьбе за здоровье пациента. Но, так было раньше. С тех пор, как на украинский рынок хлынул поток всевозможных лекарственных препаратов, рекламу которых постоянно можно увидеть, как в СМИ, так и на уличных плакатах, с каждым годом увеличивается число украинцев, которые считают, что можно не ходить к врачу. Достаточно самому поставить диагноз и купить рекламируемое лекарственное средство. Вот только не всегда заболевшему удается правильно диагностировать болезнь, что порой приводит и к летальным последствиям.

Впервые парламентарии заговорили о запрете рекламы медицинских препаратов еще в три года назад. Законопроект №1103, поданный в парламент еще в декабре 2007 года, предполагал полный запрет рекламы не только лекарственных средств, но и косметических препаратов, пищевых продуктов, витаминных и других пищевых добавок, имеющих лечебные свойства, а также услуг народной медицины и лиц, которые их предоставляют.

Реклама этих товарных групп запрещалась, как на телевидении и радио, так и в печатных изданиях, на носителях наружной рекламы, на транспорте и в кино. Рекламу нового фармацевтического препарата разрешали только в аптеках, заведениях здравоохранения и специализированных изданиях. «Публичная реклама приводит к тому, что потребители покупают и употребляют лекарственные средства без предварительных консультаций с врачами и без правильно поставленного диагноза заболевания. При этом их использование может значительно ухудшить состояние здоровья покупателя»,- объяснил тогда свою инициативу нынешний министр МЧС Нестор Шуфрич в пояснительной записке к документу. Умнейший человек, скажу я вам. Не знал, что на историческом факультет Ужгородского госуниверситета учили азам фармакологии, но сейчас не о Шуфриче.

Законопроект, который рассматривали половину 2008 года тогда так и не прошел. Как потом объяснили законодатели, в парламенте слишком мощное лобби у фармацевтов. Но другие парламентарии ехидно ухмылялись и говорили, что законопроект и был написан для того, чтобы фармацевты испугались и пришли договариваться. Договорились. Но к власти пришла новая политическая сила, которая тоже решила «побороться» против рекламы лекарств.

В 2009 году тогдашняя премьер-министр Юлия Тимошенко выступила за запрет рекламы лекарственных средств, но, правда, не во всех СМИ, а только на телеканалах. При этом премьер подчеркнула, что Кабинет министров Украины не может вводить запрет такой рекламы своим постановлением, так как для этого необходимо принятие соответствующего закона в Верховной Раде Украины. Вместе с тем Тимошенко усомнилась в возможности принятия такого закона в парламенте, поскольку «в Верховной Раде присутствует достаточно серьезное лобби, которое не пропустит этот закон». Прям, неуловимые масоны какие-то в Верховной Раде сидят. А может, все дело в «Тамифлю», которое правительство Тимошенко закупило на десятки миллионов долларов и его нужно было куда-то деть, поскольку этот «противогриппозный» препарат никто не покупал? До сих пор на складах пылится этот препарат, которого хватит еще на два гриппозных сезона, но срок годности «Тамифлю» уже истек.

И вот «регионалы» снова при власти и опять заговорили о запрете рекламы медпрепаратов. Глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева в июне сего года инициировала принятие закона о запрете рекламы лекарственных средств. По ее словам, речь идет о полном запрете подобной рекламы в любой форме. Вот только Бахтеева опять вспомнила о «великих и ужасных» лоббистах, окопавшихся в парламенте. «К сожалению, я понимаю то, что среди народных депутатов есть тоже те, которые лоббируют фармбизнес, может быть, в какой-то степени работают их родственники. Конечно же, реклама – это есть двигатель торговли. Но, конечно же, то, что творится сегодня, это просто недопустимо», - отметила народный депутат.

Дежавю, не находите?! Бахтееву понять можно, сейчас она борется за кресло «главного доктора» страны, которое, если верить слухам, вот-вот попросят освободить нынешнего министра здравоохранения Зиновия Мытныка. Вот только сам Мытнык, похоже, решил бороться до конца. В начале июля министр МОЗ перехватил инициативу Бахтеевой и заявил, что до конца года порадует украинцев реформой: лекарства – по рецепту, названия в рецепте – на латыни, что должно не только «убить» рекламу препаратов, но и лишить врачей процентов от продаж. Хотя, одно другому противоречит. Ведь если украинцы снова побегут выписывать рецепты, то где гарантия, что врач не будет выписывать те медпрепараты, от продаж которых он получает дополнительный доход. Ведь потом только от доктора будет зависеть, какой препарат будет употреблять больной.

В общем, погоня за популизмом снова приведет к тому, что хорошая идея с запретом рекламы медицинских препаратов так и останется не реализованной. Согласитесь, сегодня украинцы стали сами себе «докторами Хаусами и Греями». Более того, некоторые, не имея медицинского образования, даже берут на себя смелость давать советы своим близким и друзьям, какой препарат принимать. За рецептами к докторам бегут лишь в том случае, когда самолечение или не привело к должному результату, или стало еще хуже, или тяжелая болезнь требует стационарного лечения.

Да и не из-за хорошей жизни украинец стал верить рекламе больше, чем своему лечащему врачу. К сожалению, доктора и предоставляемые ими медицинские услуги привели к тому, что доверие к медицинскому работнику сегодня упало ниже плинтуса. Да и некоторые медицинские работники, как показывают социологические исследования, не только не считают нужным выписывать рецепты, но и не хотят брать на себя ответственность, выписывая рецептурный бланк. Ведь, в случае неправильно поставленного диагноза и как результат ошибочно выписанного лекарства, которое привело к ухудшению и даже смерти пациента, доктора могут реально привлечь к уголовной ответственности.

Достаточно вспомнить, смерти детей, которые произошли из-за того, что медицинские работники не удосужились проверить на совместимость ребенка на лекарство. А были бы рецепты выписанные рукой доктора с датой и печатью, его можно было бы привлечь к ответственности. Да, умерших не вернешь, но другие бы задумались, прежде чем колоть препарат, который первый раз «в глаза» видят. Теперь ищут виновного, кто импортировал вакцину, почему «Государственный фармакологический центр» при Министерстве здравоохранения Украины, (орган административно-хозяйственного управления и контроля в сфере регистрации лекарственных средств) не достаточно скрупулезно проверил новый препарат и так далее.


Поэтому, в настоящее время в Украине сложилась непростая ситуация в сфере розничной реализации лекарственных препаратов. Традиционное взаимодействие в цепочке «врач—пациент—фармацевт» нарушилось, причем «правила игры» не выполняются всеми ее участниками. Врач зачастую пренебрегает своей обязанностью выписывать больному рецепт, назначая лечение. В лучшем случае выписывает лекарство на простом клочке бумаги, который не имеет юридической силы, поскольку носит рекомендательный характер. Пациент же пытается приобрести препарат без рецепта врача. Фармацевт, заработная плата которого находится в прямой зависимости от объема продаж, отпускает рецептурные препараты пациенту без предъявления рецепта. Страдают в этом случае все. Но наибольшая доля ответственности падает на фармацевта, а пациент подвергает себя неоправданному риску, применяя препараты без контроля со стороны специалиста.

Поэтому, всем троим из этой цепочки, нужно вспомнить одну из заповедей Гиппократа: «Не навреди». Но вместо этого, что мы слышим. Сейчас, услышав о запрете рекламы лекарств, хватаются за голову и кричат на каждом углу, что 2010 год не лучшее время для запрета рекламы медпрепаратов, поскольку это может нанести тяжелый удар по рекламному рынку. Конечно, кому война, а кому мать родна, цена которому 12 млн. долларов. Приблизительно столько фармакологические компании потратили денег на рекламу в прошлом 2009 году.

При этом в Украине не принято подсчитывать ущерб, нанесенный здоровью пациентов вследствие неправильного употребления лекарств. В США, например, сумма исков, связанных с заболеваемостью и смертностью, вызванной употреблением лекарств, сравнима с объемом американского фармацевтического рынка и составляла в 1996 году 76,6 млрд. долл. при объеме рынка 70 млрд. долл. Но это в США пациенты могут потребовать компенсации за медпрепараты сомнительного происхождения, а у нас… У нас главное рекламный рынок. В погоне за длинным рублем рекламщики сами забывают, что тоже являются пациентами.

 

Георгий Кортизолов

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт