%19 %836 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ТЕМА ДНЯ

Нацбанк поставил “смотрящих”? Все статьи Версия для печати На главную
09.08.2011 14:22

В начале этой недели НБУ провёл тайную спецоперацию – ввёл своих кураторов в два отечественных банка. Таким образом, к финансовым учреждениям был применён особый режим контроля. Использование подобной меры в 2008-2009 годах, в период острого кризиса, особого удивления не вызывало. Ну, разве что, занятно было узнавать названия банков, которые оказались в “тяжёлом клиническом состоянии”, хотя прежде большинство из них считались если не преуспевающими, то, по крайней мере, достаточно стабильными и надёжными. По крайней мере, в представлении обычных граждан, не знакомых с премудростями экономики и далёких от тайн банковского дела, свято верящих в рекламу и обещания сказочных доходов по своим вкладам.

Но сегодня, когда в Украине с каждым днём жить становится лучше, жить становится веселее, столь внезапное направление Нацбанком своих наместников вызывало обоснованную тревогу. Тем более что масла в огонь подливало несколько существенных обстоятельств. Во-первых, не было никакого официального комментария НБУ, лишь ссылка на “источник в Нацбанке”. Во-вторых, сообщалось, что решение о введении кураторов было принято закрытым постановлением НБУ, и оно находится под грифом “секретно”. В-третьих, речь шла о финансовых учреждениях, которые входят в группу крупнейших (по классификации НБУ), то есть в ТОП-лист украинских банков. В-четвёртых, “проштрафившиеся” сразу же названы не были. Час от часу не легче! А ведь за последнее время никаких особых новостей из жизни наших финансовых монстров не поступало, кроме сообщения о возможной продаже 25% “ПриватБанка” зарубежному инвестору.

Для понимания всей серьёзности ситуации и, вдобавок, для “расширения кругозора”, стоит привести причины, по которым НБУ может ввести “особый режим контроля”. Они прописаны в п.2.2 ч.2 “Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства”. Итак:

– невыполнение руководителями банка требований НБУ относительно устранения выявленных нарушений;

– отстранение руководителей банков от должности;

– выявление фактов проведения банком операций с высоким уровнем риска, нарушений банковского законодательства, а также получение доходов с нарушением требований законодательства Украины, даже если эти нарушения не привели к ухудшению финансового состояния банка;

– возникновение реальной угрозы невыполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами;

– необходимости в усиленном контроле за деятельностью банка с целью избежания возможности невыполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами до принятия НБУ решения о назначении временной администрации или об отзыве лицензии и инициировании процедуры ликвидации.

С учётом изложенного, вполне логично было предположить, что сразу два (!) отечественных банковских гранда вот-вот могут повторить печальную участь “Титаника”, а Нацбанк, наученный горьким опытом, решил “сыграть на опережение” и вмешаться в ситуацию.

Интрига продержалась несколько часов, после чего огласили первого “счастливчика” – банк “Финансы и Кредит”. И даже назвали причину установления ежедневного контроля над ним – получение кредита рефинансирования от НБУ. Почему-то сразу же вспомнилось из Жванецкого: “Что-то мешает поверить нам в эту латынь”. Нет, Нацбанк действительно деньги давал, причём, с чего всё это началось…

24 марта 2009 года, то есть в самый разгар кризиса, акционеры “Финансов и Кредита” на своём внеочередном общем собрании решили просить помощи у государства. Всем известно, что владельцем банка является К.Жеваго – олигарх, народный депутат от БЮТ и основной спонсор блока. Поэтому, крайне оперативное решение Кабмина под предводительством Ю.Тимошенко о включении “фиников” (так нередко называют этот банк) в перечень первых 7-ми финансовых учреждений, подлежащих рекапитализации за счёт госбюджета, было воспринято с пониманием – свои люди, потом сочтутся.

Существовала, правда, одна загвоздка. Правительство требовало от каждого от каждого банка из списка, взамен на рекапитализацию, 75%+1 акцию и введение временной администрации сроком на 1 год. К.Жеваго с подобными условиями категорически не соглашался. Начались самые настоящие торги, в ходе которых он выбил для себя льготы: 60%+1 акцию – в собственность Кабмина, ещё 15% – в управление, а также куратор банковского надзора вместо временной администрации. За это уставный капитал “Финансов и Кредита” будет увеличен на 2,1 млрд. грн. из госбюджета.

Но когда процесс рекапитализации перешёл в практическую плоскость, банк внезапно отказался от помощи государства, а К.Жеваго заявил, что “сам может справиться со своими проблемами”. Конечно, если Нацбанк выделил на рефинансирование 2,5 млрд. грн. По оценкам экспертов, на тот момент “Финансы и Кредит” нуждался в немедленном “вливании”, как минимум, 5,5 млрд. грн., поэтому предоставленная сумма была явно недостаточной. Это сегодня стало известно, что, оказывается, НБУ тогда открыл “финикам” кредитную линию рефинансирования на 7,248 млрд. грн., и аттракцион невиданной щедрости продолжался вплоть до начала 2010 года, когда в последний раз было получено свыше 700 млн. грн. Таким образом, на данный момент задолженность “Финансов и Кредита” перед Нацбанком составляет 6,52 млрд. грн., погасить которую необходимо до августа 2015 года.

Времени ещё вроде бы достаточно, да и в самом банке уверяют, что строго следует графику погашения кредита НБУ, а иногда “погашают и в больших объёмах, чем это было предусмотрено”. Правда, доля рефинансирования в пассивах “Финансов и Кредита” составляет почти 30%, и кроме того, сумма рефинансирования более чем в 3 раза превышает уставный капитал финансового учреждения. С последним фактором в банке решили бороться путём увеличения уставного капитала на 10% – до 2,2 млрд. грн. Дополнительно будут выпущены акции, которые планируется разместить до 10 октября 2011 года. Кстати, сначала уставный капитал хотели увеличить на 5%, но уже на следующий день после введения в банк куратора, эта цифра выросла вдвое.

Получается, особых причин для беспокойства у Нацбанка нет, да и ни под одну из приведенных выше причин для введения “особого режима контроля” случай с возвратом рефинансирования (если кредит погашается по графику) не подпадает. Но недаром же утверждается, что любую ситуацию лучше всего рассматривать в комплексе. Тогда многое становится на свои места.

Итак, 25 июля у банка “Финансы и Кредит” появился куратор, а ровно за 2 недели до этого (11 июля) СБУ провела обыски, выемку документов и изъятие компьютеров на крупнейшем в Украине заводе автомобильных шин “Росава”, в центральном офисе банка “Финансы и Кредит”, офисах фармацевтической компании “Артериум” и футбольного клуба “Ворскла”, на Стахановском вагоностроительном заводе, Кременчугском мясокомбинате и Кременчугском кожзаводе. Одним повезло больше, и “мероприятие” там проходило достаточно корректно, другие же могли в полной мере насладиться всеми прелестями полноценного “маски-шоу”. Без Жорика Делиева, зато с вооружёнными автоматчиками и блокированием помещений. Если кто-то ещё вдруг не понял, то все перечисленные структуры подконтрольны К.Жеваго.

Так что куратор в банке “Финансы и Кредит” и введение “особого режима контроля” – это наверняка продолжение “прессинга” главного спонсора БЮТ. Ещё раз обратимся к “Положению о применении НБУ мер воздействия за нарушение банковского законодательства”. Вот лишь небольшая часть того, что имеет право и даже обязан делать куратор:

– осуществлять постоянный контроль за проведением банком операций;

– получать информацию и знакомиться с документами относительно проведения банком операций;

– присутствовать на всех собраниях, заседаниях, совещаниях, переговорах;

– согласовывать решения руководства банка и документы (соглашения), связанные с движением средств;

– информировать руководство службы банковского надзора о состоянии дел во вверенном ему банке и готовить предложения относительно дальнейших надзорных действий.

Совсем как “смотрящий” в криминальном мире, который следит за соблюдением воровских “законов”, занимается “утрясанием” конфликтов, руководит сбором средств на “общак”, при необходимости ведёт переговоры с официальными властями (тюремной администрацией).

Нет сомнения, что нынешняя власть намерена если не разорить К.Жеваго, то чётко дать ему понять, кто “в доме хозяин”, и что ей не нужны спонсоры оппозиции с большими финансовыми возможностями. Вряд ли следует ожидать повторения “дела Ходорковского” на украинский манер, хотя если К.Жеваго не “возьмётся за ум”, то…

Вторым “попал под раздачу” “Кредитпромбанк”, принадлежащий владельцу группы “Донецксталь” и одному из самых непубличных украинских миллионеров В.Нусенкису. Официальная причина та же – финансовым учреждением получен кредит рефинансирования. Размер его не разглашается, весь же долг “Кредитпромбанка” перед другими банками составляет порядка 2,6 млрд. грн. А теперь посмотрим, сколько должны НБУ некоторые другие участники ТОП-17: “Ощадбанк” – 14,4 млрд. грн. (лидер), “Надра Банк” – 7,1 млрд. грн., “ПриватБанк” – около 7 млрд. грн., “УкрГазбанк” – 3,8 млрд. грн., “Брокбизнесбанк” – 1,7 млрд. грн., ПУМБ – 1,3 млрд. грн. Ещё можно прибавить, что от банка “Финансовая инициатива” и “Имэксбанка”, не входящих в число крупнейших, Нацбанк ожидает возврата 2,8 млрд. грн. и 2,75 млрд. грн. Соответственно. Тем не менее, “смотрящего” назначили именно “Кредитпромбанку”.

Вероятно, столь пристальное внимание и отеческая забота стали следствием продолжающегося корпоративного конфликта вокруг “Донецкстали”. Как известно, 27 мая Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) приостановила на 12 месяцев любые операций с акциями предприятий, входящих в эту группу компаний. Столь беспрецедентно жёсткое решение было принято на основании заявления народного депутата, бывшего Генпрокурора, недавнего замглавы Администрации Президента Г.Васильева, являвшего ранее одним из совладельцев Концерна “Энерго”, впоследствие преобразованного в Группу компаний “Донецксталь”. Несколько лет назад В.Нусенкис приобрёл его долю в “Энерго”, сейчас же Г.Васильев посчитал, видимо, что заплатили ему тогда мало, вот и начал “бузить”.

11 июля вступило в силу судебное решение о разблокировании обращения акций “Донецкстали” и об отмене запрета ГКЦБФР на проведение любых операций с ценными бумагами группы компаний.

Не получилось с промышленными активами В.Нусенкиса – можно попробовать с финансовыми. Тем более, что в руководстве НБУ – земляки. В этой связи любопытно то, что сейчас как раз завершается процедура вхождения в капитал “Кредитпромбанка” группы иностранных инвесторов. Напомним, в сентябре 2010 года банк подписал соглашение о реструктуризации, согласно которому под контроль группы иностранных кредиторов, в том числе и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), переходит 49% акций финансового учреждения. В июне 2011 года Антимонопольный комитет согласовал схему вхождения ЕБРР в капитал «Кредитпромбанка»: кипрская компания “Kaluma Holdings Ltd.” получила разрешение на покупку акций “Кредитпромбанка” в размере свыше 25%, в свою очередь, ЕБРР разрешено купить акции “Kaluma” также в размере свыше 25%.

Можно только представить, какую “радость” доставит им решение Нацбанка об “особом режиме контроля”. И вообще, избирательное, тайное и практически немотивированное введение кураторов в крупнейшие украинские банки представляется крайне рискованным шагом. Банковская система страны только-только начала выходить из кризиса, и напоминание клиентам о проблемах 2008-2009 годов кураторством и “особым режимом контроля” доверия и стабильности не прибавит.

Деньги тишину любят, а тут такой шум подняли.

rezonans.in.ua

 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт