%05 %764 %2025 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
ДАЙДЖЕСТ

Сергей Мавроди. 7% акций «Газпрома» или еще 10 лет тюрьмы Все статьи Версия для печати На главную
09.07.2007 13:15

Он ругает Путина, обещает вкладчикам вернуть деньги, предлагает государству интересный проект и ничего хорошего не ждет для себя
 
Сергей Мавроди — не только живой символ эпохи первоначального накопления капитала. Он еще и носитель идеологии этой эпохи. За то время, которое Мавроди провел за решеткой, страна изменилась, а он — нет. Его взгляд на современную ситуацию ретроспективный, и потому, как ни странно, свежий. Сделавший деньги в условиях сверхлиберальной экономики и демократии, сегодня по взглядам он сошел бы за убежденного социалиста-правозащитника.
 
Как изменилась страна за то время, что вы провели за решеткой?
 
— Сейчас жесточайшая цензура, раньше ее не было. Многие плохо говорили про Ельцина, но я к нему всегда относился с симпатией. Он позволял себя ругать. Это вообще очень редкое качество, тем более для человека, имеющего власть. А можете вы представить, что кто-то будет сейчас ругать Путина? По сути, демократия как таковая у нас в стране исчезает, при нынешнем режиме она просто невозможна. Вспомните, как, допустим, Зюганов ежедневно проклинал Ельцина. Что же они сейчас-то все помалкивают — тише воды, ниже травы. Просто тошно. Все идет к тому, что у нас будет царь-батюшка. И никуда Путин не уйдет, останется на третий срок, попомните мое слово.
 
А вы сами за кого?
 
— Когда страшное борется с ужасным, кто победит, особого значения не имеет. Пусть уж остается, остальные, может, еще хуже.
С другой стороны — тут замкнутый круг. Когда приходит к власти человек диктаторского типа, он умышленно начинает собирать вокруг себя людей по принципу преданности. Естественно, что люди эти такие же, как он сам, только еще хуже, потому что мельче калибром. Другие, наверное, просто не имеют доступа: система подавляет и отсекает всех претендентов еще на низших ступенях. Поэтому, начиная с определенного уровня, нет уже ни честных людей, ни талантливых, одна сплошная беспросветная серость. А при Ельцине все-таки была демократия.
 
А как вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию?
 
— Да нет у нас никакой экономической ситуации. На мой взгляд, все совершенно очевидно — банановая республика. Только вместо бананов у нас нефть. Кроме нее, ничего нет. В книге Станислава Лема «Солярис» описана планета-океан, которая создает нейтронное поле, и из-за этого она считается монстром. Так и у нас: поле — это нефть, за счет которой мы строим из себя монстра, делаем вид, что у нас есть экономика, наука. В какой области у нас существует промышленность? Все только вокруг нефти. А не будет завтра нефти — не будет ничего.
 
Ну почему, Стабфонд останется. Как, по-вашему, спасет он Россию в случае чего?
 
— Что значит Стабилизационный фонд? Это когда страна прекрасно живет и какие-то излишки откладывает. А у нас что, в стране проблем нет? И тем не менее наш Стабфонд самый крупный. Даже обсуждать это с логических позиций невозможно. Полная бессмыслица.
У меня такое впечатление, что наши власти сами понимают, что если начнут сейчас что-то строить, кончится тем, что все равно ничего не построят и еще Стабилизационный фонд разворуют. Еще вопрос, есть ли он вообще?
Что вообще значит фонд для будущих поколений? Возьмем пенсионера — у него нет будущего, он сейчас хочет пожить. Нынешнее поколение, значит, на свалку? А чем будущие лучше нынешних? Все это какая-то пустая бессмысленная болтовня. Власти постоянно говорят, что у нас есть экономика, есть промышленность, но сами они прекрасно понимают, что ничего у нас нет, и если завтра цены на нефть упадут, то жить нам будет не на что.
 
В девяностых, когда нефть стоила меньше десяти долларов за баррель, и правда, жить было не на что. Тогда и появились и «МММ», и ГКО. Может ли история повториться?
 
— Если рухнут цены на нефть, то государство вынуждено будет искать ресурсы. Но реальных ресурсов у него нет. Вполне возможно, что оно попытается финансовыми инструментами как-то решить проблемы.
Я, честно говоря, не вижу ничего плохого в ГКО. Другой вопрос, в каком виде оно существовало. ГКО было скопировано с «МММ», я лично консультировал Беллу Златкис (основатель рынка ГКО, на тот момент — начальник Департамента ценных бумаг Минфина). Но они пытались скопировать так, чтобы идея сохранилась, а схема была неузнаваема. Принципиальной ошибкой ГКО было то, что устанавливались фиксированные моменты выплат: трехмесячные, шестимесячные. В «МММ» же акции были, как доллар: сегодня купил и хоть завтра можешь идти и продавать. В конечном итоге фиксированные выплаты по ГКО сыграли свою негативную роль.
Второй момент. ГКО была системой, за счет которой у нас жило государство, других источников у него тогда не было. Казалось бы, государство должно было относиться к ГКО крайне внимательно, но единого органа, который бы занимался ГКО, не было. Занимались все кому не лень. Получилась ситуация «лебедь, рак и щука».
Плюс еще один момент. В такого рода системах нельзя забирать слишком много денег, ну, можно брать 20% на какие-то нужды, а остальное должно быть в работе. Там же все происходило, наоборот, бесконтрольно. И тем не менее система просуществовала три года. Она, собственно говоря, не разрушилась. Пришел Кириенко и своим волевым решением ее закрыл. Все равно что человек сел в машину, врезался и сказал, что машина плохая. Да это ты водить не умеешь!
 
Вы думаете, система могла бы работать и до сих пор?
 
— На мой взгляд, да. А вообще существуют другие, гораздо более правильные и эффективные. Вот, например, все считают, что у ценных бумаг только один параметр — доход. На самом деле есть еще один — надежность. Понятно, что государственные ценные бумаги гораздо более надежны, нежели бумаги частных компаний. Поэтому следовало бы государству выпустить, например, ценные бумаги с ограниченной надежностью. Оговорить, что одни бумаги 100% надежности, но и доходность незначительная, а другие, допустим, 50% надежности, зато доходность выше. Я вас уверяю, что все будут покупать высокодоходные, но рискованные бумаги, а в случае катастрофы у государства не будет никаких долгов. Можно было бы выпустить бумаги на внешний рынок и аккумулировать огромные средства, абсолютно ничем не рискуя.
 
Почему же никто не воплощает эту идею в жизнь?
 
— Потому что я сейчас высказываю идею, которая еще никому в голову не приходила.
 
И что, вы думаете, люди опять побегут?
 
— А как они могут не побежать? Понимаете, в «МММ» платились реальные деньги. Ситуация по развалу фирмы была спровоцирована властями. Человек все-таки предполагает, что живет в нормальном государстве, и если он не нарушает закон, то с ним ничего не произойдет. Поэтому, конечно, люди пойдут на риск.
 
Сейчас у нас очень популярен рынок кредитования. С чем, на ваш взгляд, связано то, что число заемщиков так стремительно растет? Может, это влияние огромного количества рекламы? У людей появились деньги или их, наоборот, нет?
 
— В России у обычного человека без кредитов нет возможности купить ни машину, ни квартиру. Кругом бедность. Поэтому кредиты мера вынужденная. Нет у нас здоровой экономики. Деньги — это же просто инструмент, сам по себе ничего не значащий, а механизма, при котором они бы работали, нет. И от этого все наши проблемы. Власти бездарны.
 
Себя к бездарям вы явно не относите. Может, попробуете опять сделать механизм, при котором деньги заработают?
 
— Вы знаете, ситуация такая: 11 июля будет рассмотрение кассационной жалобы в Мосгорсуде, но ходят упорные слухи, что решение Чертановского суда не просто отменят, но и будет переквалификация статьи, предусматривающей шесть лет лишения свободы, в статью, предусматривающую все десять. А в дальнейшем, возможно, будет и продолжение. Поэтому трудно говорить о каких-то планах.
Но я заявляю, что собираюсь начать выплаты, считаю, что у меня есть моральный долг перед вкладчиками. А меня еще мошенником называют. Ситуация как раз в духе нашей страны. Театр абсурда какой-то…
 
От каких щедрот выплачивать собираетесь?
 
— На самом деле все только говорят, что вот будет или не будет Мавроди выплачивать, обманет опять, а ведь никому это не нужно. Представьте ситуацию, что я выплачиваю миллионам людей. В политическую фигуру какого масштаба накануне выборов я сразу превращусь?
Вот, к примеру, в публичной дуэли с депутатом Хинштейном в передаче «К барьеру» меня поддержало свыше 30% населения страны. За меня, человека, который по решению суда признан мошенником, отбыл срок наказания, про которого только негатив в прессе. А если я еще и выплаты начну? Представляете, что будет?
 
Давайте представим. Если вдруг и впрямь будете баллотироваться, что скажете народу, какой обозначите выход из тупика?
 
— К сожалению, нет простых ответов на сложные вопросы. Ответ дерзкий, но тем не менее у власти должны быть хотя бы для начала честные люди. Во главе страны у нас сейчас должны быть люди очень высокого уровня, таких людей нет. Обычные люди при всем желании, а я не верю, что оно есть, не смогут исправить сложившуюся ситуацию. Посмотрите на наши власти: где они живут, на чем ездят… Откуда у них это все? Как такие люди могут думать о стране — естественно, только о том, как что-нибудь украсть. И так у нас бедная страна, все плохо, да еще у власти воры.
 
P.S. Несколько лет назад, «в ходе следственных мероприятий» помимо самого Сергея Мавроди было арестовано здание «МММ» на Варшавке стоимостью 300 млн рублей и более 700 тысяч долларов США. Основатель пирамиды полагает, что этих денег «более чем достаточно для выплаты долга миллионам пострадавших вкладчиков». Тем более, что официально нанесенный вкладчикам ущерб оценивается в 110 млн рублей. Но государство вряд ли будет решать проблемы Мавроди за счет своего кармана.
Тем не менее Мавроди полагает, что найдет возможность расплатиться с вкладчиками «в любом случае» — ну, хотя бы продав небольшую часть своих акций «Газпрома» (более7% на сумму более $15 млрд) или часть акций «ряда нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий».
Правда, возникает сомнение в том, что властям так уж все равно, что семь с лишним процентов акций государственной монополии («национального достояния») находится в руках одного человека, и этот человек — Мавроди.
Но ведь возможен торг…
 
«Свободное пространство» следит за развитием событий.
 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт