%26 %647 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

У каждого – своя «Криворожсталь» Все статьи Версия для печати На главную
01.11.2005 08:05

Приватизаторы и приватизируемые
Десятки миллиардов, полученные за «Криворожсталь», вывели проблему приватизации в число наиболее актуальных. У правительства возник соблазн заткнуть бюджетные дыры, расплатиться с долгами, поднять социалку, заплатить за газ по мировым ценам, создать стабилизационный фонд и совершить ещё массу хороших, добрых дел. Подсуетились и депутаты: Литвин внял голосу народных избранников и официально предложил создать комиссию по распределению криворожстальевских средств. Но особенно активно на этой продаже пиарились все, кому не лень и кто имел хотя бы косвенное отношение к конкурсу.

Болевшая и выздоравливаюшая, боровшаяся за и против проведения конкурса Валентина Семенюк – не в счёт. Интеллекта пламенной социалистки хватает ровно на то, чтобы с ошибками и забавными оговорками ретранслировать для прессы мысли и решения своей родной партии, прикупивших эту партию олигархов и крышующего их президента. Однако среди тех, кто уже колет дырочки под ордена за «Криворожсталь», оказалось немало лиц, которые действительно имеют к приватизации не последнее отношение.

Не будем вспоминать бывшего в 1997 году и.о. главы ФГИ В.Ланового. За 11 месяцев своей приватизаторской деятельности он успел подписать договора о купле-продаже «целых» четырёх предприятий. Правда, среди них оказались «ЛИНОС» и НГЗ (окончательно проданные уже при преемнике Ланового), которые до сих пор периодически вспоминают, как примеры самой, что ни на есть бандитской приватизации. Впрочем, главным недостатком Ланового тогда считали, что все 11 месяцев его приватизационной деятельности, принесли казне «аж» 78 млн. грн. На этом фоне четыре миллиарда, выложенные Пинчуком-Ахметовым за «Криворожсталь» в 2004 году, кажутся настоящей благотворительностью. Впрочем, Лановой за место не держался, с облегчением покинул ФГИ через одиннадцать месяцев после того, как стал и.о. (депутаты трижды отказывались поддержать его кандидатуру, вносимую Кучмой в парламент) и даже во время массового пиара вокруг «Криворожстали» лишь пару раз вынырнул в различных ток-шоу, в качестве эксперта. На приватизационные лавры он явно не претендовал.

Куда колоритнее был непосредственный предшественник В.Семенюк Михаил Чечетов. Он известен далеко не одной только приватизацией «Криворожстали» и «Укррудпрома», прошедшей под патронатом Л.Кучмы и приближённых к нему олигархов. Чечетов был первым заместителем председателя ФГИ при постоянно болевшем Бондаре. Тогда он активно занимался скандальными приватизационными конкурсами по «Ривнеазоту», «Россаве». Его же называли автором и исполнителем трёх основных схем теневой приватизации в Украине:
- путем продажи предприятия за долги («Донбассэнерго»);
- посредством продажи пакетов акций из своих уставных фондов государственными холдингами;
- через организацию судебных исков (ЗАлК).

Чечетов же являлся (как в бытность первым замом, так и во главе ФГИ) главным, хоть и не состоявшимся продавцом «Укртелекома», любая попытка организовать конкурс по которому, до сих пор вызывает скандал в благородном семействе украинских политиков.

Деятельность во главе Фонда (в 1998-2002 годах) А.Бондаря менее доступна анализу. Как уже было сказано, он много и подолгу болел и практически половину его срока Фондом фактически руководил упомянутый Чечетов.

Поэтому не совсем ясно, что продавал председатель ФГИ, а что его первый зам. Сам Александр Бондарь, в бытность главой Фонда, считал своей заслугой продажу уже упомянутых «ЛИНОСа» и НГЗ, соглашения по которым подписал ещё Лановой, приватизационный конкурс по АвтоЗАЗу, прозрачность которого до сих пор вызывает массу вопросов, приватизацию облэнерго, тех самых, которые новая власть безуспешно пыталась отнять у старых владельцев и отдать своему олигарху Григоришину. Ещё Александр Михайлович был главным идеологом приостановки до 2005 года продажи контрольного пакета «Укрнафты» (50%+1 акция).

Бондарь оказался одним из наиболее политически живучих приватизаторов, несмотря на то, что он, будучи главой ФГИ, в пух и прах разнёс попытку тогдашнего Премьера Ющенко заложить в бюджет 6 млрд. грн. поступлений от приватизации и зарубил таки её. Позднее он неоднократно вступал в дискуссии с первым вице-премьером ющенковского правительства Юрием Ехануровым, который даже попытался ввести в ФГИ собственное прямое правление, минуя строптивого председателя. И даже проданные при Бондаре-Еханурове-Ющенко облэнерго, два последних позднее приводили в качестве негативного примера заказного приватизационного конкурса. Всё это не помешало Бондарю начать работать заместителем председателя ФГИ уже при Валентине Семенюк. Мастерство, как известно, не пропьёшь.

Но, естественно, самым интересным приватизатором был нынешний Премьер, Юрий Ехануров. Во-первых, он был первым председателем ФГИ, занимая эту должность с 1994 по 1997 годы. Во-вторых, он активно вмешивался в приватизационные процессы, находясь на посту Первого вице-премьера и позднее – в должности председателя комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Можно сказать, что с 1994 года, если Юрию Ивановичу не удавалось непосредственно курировать процесс приватизации, то он за ним заинтересованно наблюдал, вмешиваясь когда можно, во что только можно. В-третьих, Юрий Ехануров является отцом украинской ваучерной приватизации.

Поскольку итоги ваучеризации Украины были не менее драматичны, чем аналогичный процесс в России, Юрий Иванович кличку «ваучер» заслужил не менее Чубайса. Но, прозванный в своё время «тихушником», Ехануров светился куда меньше своего российского коллеги. Потому о нём народ почти не знал, а кто и знал – за прошедшие годы благополучно забыл о том, как бодро председатель ФГИ Ехануров советовал отдавать свои ваучеры инвестиционным фондам и компаниям, обещая, что любой самый маленький украинец будет иметь свои дивиденды, поскольку инвестиционные фонды покупают акции большого количества предприятий и убыточность одного будет перекрыта прибыльностью другого. Те, кто верил в эту сказку давно и прочно забыли имя её автора, связывая своё обнищание кто с распадом СССР, кто с происками Москвы, а кто с «преступным режимом» Кучмы. Но надо отдать Юрию Ивановичу должное, хоть и задним числом: он сделал всё от него зависящее, чтобы «маленький украинец» не стал мелким акционером и заложил первый камень в фундамент будущих олигархических империй.

Конечно, при Еханурове у будущих олигархов размах был не тот: никто и подумать не мог предложить 24 миллиарда за завод (как ныне Тарута). Поэтому Юрий Иванович записан на скрижали ФГИ, как «отец мелкой и средней приватизации». Говорят, в то время он не брезговал за услуги и ящиком шампанского, хоть и не ограничивался этим.

В частности, Юрий Ехануров был большим другом своего тёзки Юрия Тараторина. Последний руководил Украинским центром сертификатных аукционов (преобразованном позднее в Национальную сеть аукционных центров). Особые успехи Тараторина на сертификатном поприще, из которого позднее вырос его бизнес по торговле недвижимостью, как раз припал на время работы Юрия Ивановича главой ФГИУ. В это же время Тараторин и Ехануров учредили совместную фирму ООО «ЮГ», которая занималась производством и поставкой программного обеспечения.

Некоторые особо злостные недоброжелатели Юрия Ивановича, утверждающие, что сам он в программировании ни ухом, ни рылом, говорят, что фирма была учреждена для его сына Дмитрия, который, по совместительству имеет долю в IP-Telecom. Ехануров-младший, в принципе, достаточно серьёзно засветился в «Интернет»-бизнесе, причём в не совсем чистом. В своё время он пытался пробить через «Укртелеком» право для своих и близких к нему фирм на эксклюзивную регистрацию доменов в зоне ua. Через информационное агентство «Контекст-медиа» Ехануров-младший сотрудничал также с братьями Бондарчуками, которых подозревали в совместных с Лёвочкиным махинациях в том же «Укртелекоме». Пара совместных украинско-израильских фирм, учреждённых Ехануровым-младшим – не в счёт: кому же не нужны нынче каналы для вывода денежек на зарубежные счета.

Остальная семья тоже не бедствует и на иждивении сына не находится. Невестка Наташа занимает высокую должность в фирме, специализирующейся на сдаче внаем государственной недвижимости производственно-технического и культурного назначения (наверное, без Тараторина дело не обходится, всё таки – смежный бизнес). Супруга Юрия Ивановича Елена – соучредитель страховой фирмы, также специализирующейся на недвижимости.

В общем-то, если исходить из практики действующего президента, можно просто объявить всё семейство Ехануровых исключительно талантливыми бизнесменами. Но как-то странно все их таланты проросли из ваучерной приватизации и связаны (включая старт интернет-программистского бизнеса Дмитрия Юрьевича) с той самой недвижимостью, в торговлю которой ударился первый ехануровский компаньон Тараторин сразу же после провала ваучерной приватизации, которой он посильно содействовал под крылом Юрия Ивановича.

И вообще буряты отличаются от украинцев не честностью, а скромностью.

Владимир Павленко

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт