%27 %991 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Этапы большого пути Все статьи Версия для печати На главную
10.05.2006 12:00

Партия регионов в украинской политике
 
Победившая на выборах и захватившая около 40% мест в Верховной Раде пятого созыва Партия регионов насчитывает свыше 728 000 членов списочного состава. Это значит, что в партии состоит каждый пятидесятый гражданин Украины. Если же не считать несовершеннолетних и недееспособных, то каждый тридцатый. Для сравнения, в КПСС, которая была единственной легальной политической партией в СССР, состоял примерно каждый пятнадцатый гражданин СССР. Учитывая, что четыре года назад в Партии регионов состояло только 170 000 человек, а после президентских выборов темпы роста её численного состава постоянно увеличиваются, скоро детище Рината Ахметова, который десять лет назад был всего лишь скромным учредителем Донецкого городского банка, сможет сравниться (по крайней мере, формально) с партией, которую на протяжении почти ста лет выращивали поныне известные всему миру, прочно вошедшие в историю ХХ века, Ленин, Сталин, Хрущёв и Брежнев.
 
Впрочем, называть Партию регионов детищем Рината Ахметова так же некорректно, как считать делом его (а также Таруты, Гайдука, Бойко, Звягильского, братьев Клюевых и покойного Ахатя Брагина) рук промышленный потенциал Донбасса и спортивную славу «Шахтёра». Донецким вообще в этой жизни везёт. Единственное, что позабыл создать для них Господь это море нефти и неиссякаемые запасы природного газа где-нибудь между Луганском и Макеевкой. Партия регионов упала к ним в руки как перезревший плод, так же как раньше упали шахты, ГОКи и металлургические предприятия, долгое время (вплоть до начала Великой Отечественной войны) бывшие становым хребтом советской промышленности.
 
Единственное с чем не повезло этим ребятам, действующим в политике и в бизнесе с грацией слона в посудной лавке, это – с президентством Януковича. Но, во-первых, надо учесть, что к тому времени половина донецкого клана боролась на стороне Ющенко, а, во-вторых, «если к другому уходит невеста, ещё неизвестно кому повезло». Похоже, бывшие оппоненты Партии регионов вот уже полтора года не знают как избавиться от плодов своей победы.
 
Но, возвращаясь к Партии регионов, на заре своей истории, ещё называясь «Партией регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины» она ещё ничем не напоминала будущую страшилку для киевских ларёчников и львовской «клюмбы». Её создавали лидер Партии Солидарности Украины П.Порошенко, лидер Партии «За красивую Украину» депутат Верховной рады хозяин «Правэкса» и прихожанин «прогрессивного» нигерийца Аделаджи Л.Черновецкий, председатель Партии Регионального Возрождения Украины мэр Донецка В.Рыбак, лидер Партии труда В.Ландык и лидер Всеукраинской Партии защиты пенсионеров генерал в отставке Г.Самофалов.
 
Последние трое и по сей день партийцы. Защитник пенсионеров Самофалов – сотый в списке Партии регионов на прошедших выборах, Ландык – восемнадцатый, Рыбак – тринадцатый. Порошенко и Черновецкий «исправились» и давно уже порвали с партией. Между тем, в своё время, именно Порошенко прочили в её лидеры. Политический бомонд будоражил слух о том, что юный (в то время) шоколадный барон не сработался с эсдеками, недостаточно удовлетворявшими его амбиции и организовал «под себя» партийный проект с донецкими.
 
Было похоже на правду, поскольку из донецких те ещё были партийные строители. Они вообще не понимали зачем нужна партия, если она, в отличие от шахты или завода не приносит деньги, а только их потребляет. Петр Алексеевич даже фракцию в Верховной Раде третьего созыва для себя приберёг сепаратную («Солидарность»), чтобы на всякий случай не зависеть от неловких телодвижений мастодонтов большого донецкого бизнеса.
 
В целом, новосозданная партия мало чем отличалась от прочих олигархических проектов, вроде той же почившей в Бозе «Трудовой Украины». Однако партийцам регионального разлива повезло. В это время (объединительный съезд учредители партии провели 18 ноября 2000 года, а первые переговоры начали весной того же года) Леонид Данилович полностью и окончательно разочаровался в НДП, которая под чутким руководством Пустовойтенко, выжившего Кушнарёва с руководящих позиций, так и не стала полноценной партией власти, оставшись партхозактивом постперестроечных чинуш. Медведчука с его эсдеками Леонид Данилович боялся не так откровенно, как Ющенко боится Тимошенко, но не меньше. Между тем, Ландык, Рыбак и Самофалов – люди были почтенные, проверенные, внушали доверие. Картину, правда, несколько портили неадекватный лучший друг полиграфа Черновецкий и шоколадный несмышлёныш с большими амбициями, но Кучма воспитывался не в Хоружевке.
 
Черновецкого в партии скоро как и звать забыли – ушёл в вольное плавание, в конце которого Аделаджа от имени Бога пообещал ему мэрское кресло в Киеве. Надо сказать, что через шесть лет Бог сдержал слово и теперь Аделаджа (посоветовавшись предварительно с Господом) готовит Черновецкого в президенты Украины. Надо думать, что если Господь и в этот раз окажется верен слову, то через пять лет остатки украинцев будут вспоминать мирного пасечника с той же ностальгией, с которой сейчас вспоминают безвредного ракетчика.
Порошенко же популярно объяснили, что верховодить руководящей и направляющей силой украинского общества ему ещё рано – мало носом землю рыл, позаслуженнее люди найдутся и назначили заместителем председателя партии, которая с 3 марта 2001 года уже официально стала называться Партией регионов.
Впереди был ещё долгий и трудный путь к вершинам большой политики. На этом пути Партия регионов несла потери. Одним из первых покинул её тот же Порошенко, здраво рассудивший, что лучше быть первым у Ющенко, чем шестёркой у Кучмы. Но пока ещё они все были вместе, а во главе регионалов Леонид Данилович поставил проверенного многими годами безупречной службы, безукоризненно исполнительного Азарова.
 
В тот момент недовольный был только один – Александр Михайлович Волков, который увидел во фракции регионалов в парламенте конкурента своей фракции «Возрождения регионов». Скорее всего, главным мотивом Волкова всё же было понимание, что со своим опытом и кругозором мелкого воришки с плодоовощной базы он рано или поздно проиграет донецким борьбу за контроль над парламентом, хоть тогда регионалы ещё о таком даже не помышляли, исправно голосуя в соответствии с последними указаниями Банковой.
 
С другой стороны Азаров, перебежавший к оранжевым в дни их путча, уже тогда требовал диалога с оппозицией и выступал резко против отставки правительства Ющенко. Впрочем, это стоило ему поста главы партии, которую в декабре 2001 года возглавил Семиноженко.
 
Это решение стоило Кучме контроля над партией и открыло политические перспективы перед Ахметовым. Семиноженко оказался партийным руководителем сродни Пустовойтенко. Под его руководством партия не смогла эффективно поддержать Кучму в дни кассетного скандала и последовавшего за ним политического кризиса. В результате усилившиеся донецкие перехватили у ослабленной Банковой контроль над партией и назначенный премьер-министром и официальным преемником Кучмы Янукович, вначале фактически, а затем и формально возглавил Партию регионов.
 
Фактически в этот момент начался этап её самостоятельного политического развития, поначалу всё ещё осложнённого оглядкой на Банковую, но со временем всё более и более независимого. Окончательно пария конституировалась в суверенную политическую силу  с чёткой программой после оранжевого переворота, когда, с потерей власти, вынуждена была, уйдя в оппозицию, осваивать новые для себя (хоть и традиционные для демократического общества) методы политической, а не административной борьбы за свои интересы.
 
И всё же сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в своё время, люди, стоявшие у истоков Партии регионов собрались не случайно. Скорее всего, они сами этого не замечали, но что-то их роднило, заставляя противопоставлять себя другим политикам. Сотрудничавший тогда с Порошенко и с Ющенко Азаров, в декабре 2004 года, будучи первым вице-премьером доживавшего последние дни правительства Януковича, вдруг оказался на сцене «майдана» рядом с Ющенко и получил от Порошенко гарантии, что он будет введён и в состав нового правительства. Выполнить обещание Петру Алексеевичу помешала Юлия Владимировна, выхватившая премьерское кресло буквально из-под самого сахарного седалища.
 
С другой стороны, тот же Азаров, поддерживая конструктивные отношения с Ющенко, работая в 2000-2001 годах в его правительстве, постоянно конфликтовал с Тимошенко. Юлия Владимировна уже тогда считала по собственной методике и заявляла, что сумма перечислений в бюджет от ТЭК составила 6 млрд. 401 млн. грн. В то время, как руководивший ГНАУ Азаров насчитал только 2 млрд. 589 млн. грн. (Кстати, можно представить на сколько надо делить официальные данные правительства Тимошенко в 2005 году). Так что Виктор Андреевич вынужден был их мирить примерно теми же словами, которыми мирил Тимошенко с «любыми друзямы» в 2005 году.
 
Черновецкий, несмотря на свою оранжевость (впрочем, весьма относительную), вошёл в Киевраде в коалицию с Партией регионов, отправив БЮТ в оппозицию.
 
Порошенко известен как один из главных лоббистов идеи «прагматической коалиции» Партии регионов и «Нашей Украины» в Верховной Раде пятого созыва.
 
Зато болезненно воспринявший появление регионалов на политической арене Александр Волков до последнего момента демонстративно дружил с Тимошенко. Да и сейчас его ссора с этой всеукраинской Лисой Алисой вызвана только тем, что «гигантский опыт» и «великие заслуги» Александра Михайловича не оценили по достоинству и предложили, как всем заплатить за место в списке БЮТ восемь миллионов долларов.
 
В целом водораздел тот же, что наметился ещё в 2000 году – люди умеющие работать, создавать, преумножать, противостоят людям, умеющим делить, отнимать, разводить. Ведь как не относиться к Ахметову или Звягильскому, Порошенко или Черновецкому, но результаты их деятельности налицо: все владеют процветающим бизнесом. А где сейчас ЕЭСУ? А кто что-то знает о «сельскохозяйственном бизнесе» Александра Тимошенко из доходов с которого он оплачивает «нищей» Юлии Владимировне двухкомнатную конурку в панельной девятиэтажке, в которой она ютится с дочерью и зятем (коллекции от Луи Витона Тимошенко покупает на «сбережения», а партию содержит на «членские взносы»)? А где легендарные волковские структуры «делавшие» Кучме референдум? Почему они не сделали Александру Михайловичу пропорциональные выборы? Почему на них не было спроса у соревновавшихся за первенство 43-х партий?
 
С другой стороны, в то время, как БЮТ формирует свои ряды покупающими депутатские места кандидатами в олигархи, «Наша Украина» постепенно сжимается до размеров расширенного круга друзей и родственников семьи Ющенко, а прочие известные партии кучмовской эпохи ушли на заслуженный отдых одновременно с Леонидом Даниловичем, Партия регионов в течение последнего года медленно, но уверенно избавилась от обидной клички, до 2004 года определявшей её, как «Партию региона». Донецкие вышли за пределы Донбасса и начали уверенно интегрировать в партийные ряды финансово-промышленную элиту.
 
В конце 2004 – начале 2005 года партия регионов уверенно ассоциировалась  с Ахметовым, Звягильским, Азаровым, Лёвочкиным, братьями Клюевыми, Колесниковым, Рыбаком. Тарута, Гайдук и Бойко, хоть и переметнулись в лагерь оранжевых, вызывали у регионалов больше доверия (потому, что тоже донецкие), чем политические союзники, представлявшие бизнес-элиту других регионов.
 
За год ситуация изменилась коренным образом. Теперь в партийных рядах почётное место, наряду с ветеранами, занимают такие «неофиты», как Табачник и Кушнарёв. Появление в списке регионалов первого продемонстрировало, что Партия регионов сумела получить плацдарм в Киеве, бизнес которого сыграл одну из ведущих ролей в организации мятежа не допустившего Януковича до президентства. Влияние и авторитет Дмитрия Табачника в городе значительно превышают ресурсы, контролируемые им и его братом Мишей. Табачник свой практически в любой политической тусовке, в отличие от прямых как бронепоезд регионалов он умеет общаться с прессой и давно хорошо освоил роль медиатора, ненавязчиво сводящего нужных людей в нужном месте.
 
Кушнарев привёл под крыло Партии регионов Харьков. Это крайне важно потому, что теперь Днепропетровск остался единственным крупным промышленным центром Украины, в котором влияние Партии регионов не является определяющим. Трудно переоценить о опыт партийного строительства, приобретённый Кушнаревым в тяжёлых позиционных боях за НДП, проигранных Пустовойтенко только потому, что последний был Кучме ближе по духу. В принципе уже тот факт, что два первых, наиболее известных и политически амбициозных главы Администрации Президента Кучмы оставили собственные партийные проекты и влились в ряды партии регионов говорит о многом.
 
Пролёт мимо парламента СДПУ(о) Литвина, вышедших на выборы сепаратными блоками также повышает притягательность Партии регионов для состоятельных украинцев, которые раньше содержали собственные диванные партии для того, чтобы иметь вывеску в мажоритарном округе, а теперь в растерянности ищут силу, способную провести их в парламент. Можно уверенно прогнозировать, что ожёгшихся на Литвине покупатели мест в списках теперь на порядок труднее будет заманить в какую-нибудь очередную «народную» «третью силу». Регионалы же гарантируют стабильность, почёт и уважение, согласно не обязательно купленному, но часто и заработанному месту в списке.
 
Наконец  с самого прихода Ющенко к власти, связи донецких с оранжистами усилено налаживает Лёвочкин. Передавший Третьякову в неприкосновенности все нефтегазовые схемы. Не его вина, что курировать их был посажен такой «интеллектуал», как Ивченко. Учитывая, что начинал свою бизнес-карьеру Третьяков под крылом братьев Табачников, можно уверенно утверждать, что стабильные и предсказуемые регионалы ему стократ милее и ближе, чем бешенная Юля.
 
Кроме того, с 2001 года налаживает контакты между двумя лагерями ближайший конфидент Ющенко Вера Ульянченко, встречавшаяся с Ахметовым даже в короткие месяцы его опалы и полуэмиграции (в  20065 году), а затем водившая его к Ющенко для урегулирования спорных вопросов. Именно после этого визита Ахметов отказался от борьбы за «Криворожсталь», а новая власть от претензий к Ахметову.
 
О роли и месте Порошенко в истории создания Партии регионов мы уже говорили выше. И ведь шоколадному барону со стальными королями тоже легко найти общие интересы, а с воровкой на доверии из БЮТ практически невозможно.
 
Именно поэтому, несмотря на весь пропагандистские запал и блеск накокаиненых глаз, Юлия Владимировна ничего не может поделать с «кошмаром коалиции» «Нашей Украины» и Партии регионов. У финансистов и оборотистых сахарозаводчиков из окружения Виктора Андреевича, повод для вражды с донецкими металлургами и шахтёрами пропал сразу после того, как им удалось привести к власти Ющенко. В этот момент они получили сильную переговорную позицию, продолжающую приносить им политические и финансовые дивиденды, несмотря на бездарное использование.
 
Абсолютно понятно, что если коалицию в последний момент не сорвёт непредсказуемость самого Ющенко или интриги потомственных оранжистов, которых в его окружении осталось мало, но они есть (например, Безсмертный), то «широкой» или «прагматической» коалиции не миновать. Обе они невозможны не просто без участия, но без лидирующей роли партии регионов. Практически, в данных коалициях ющенковцы сохраняют лицо, но отдают реальную политическую власть в обмен на режим наибольшего благоприятствования для своего бизнеса.
 
В свою очередь, это означает, что к следующим парламентским выборам Партия регионов, поглотив бизнес-крыло «Нашей Украины» и бесповоротно маргинализировав  неисправимых руховцев, вроде Тарасюка или Костенко, окончательно станет всеукраинской партией крупного капитала и единственной и крупнейшей политической силой, способной сравниться с КПСС не только на бумаге (по списочному составу), но и по уровню влияния на жизнь страны. В Верховной Раде шестого созыва (если пятый созыв продержится хотя бы половину своей каденции) Партия регионов безоговорочно сможет самостоятельно сформировать большинство.
 
Владимир Павленко

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт