%26 %672 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Международное махновство Все статьи Версия для печати На главную
20.02.2007 09:47

Антикризисная коалиция готовится принять закон о внешнеполитических приоритетах. Ющенко, на опережение, утвердил указом внешнеполитическую стратегию. Коалиция закон принять может, но на преодоление вето голосов, скорее всего, не наберёт. Стратегию Ющенко только Ющенко и будет выполнять, в свободное от пчёл время.
 
Очевидно, что враждующим политикам придётся искать какой-то компромисс. Очевидно и то, что компромисс этот будет таким же «универсальным», как приснопамятный «универсал» и сведётся к повторению в той или иной форме «Основ внешней политики», принятых парламентом ещё в 1992 году, которые стали базой и идеологическим обоснованием кучмовской политики «многовекторности».
 
Последняя заключалась в одновременном интегрировании (на словах) во взаимоисключающие структуры. При том, что на деле никто никуда не интегрировался. В реальности, основой внешней политики Украины было не слишком умелое балансирование между главными мировыми центрами силы и более-менее успешное паразитирование на статусе транзитного государства.
 
До определённого времени военно-политическая слабость украинского государства, компенсировалась стратегической неопределённостью партнёров. ЕС и НАТО не могли решить надо ли им расширяться или стоит вообще ликвидировать военную составляющую евро-атлантизма. Россия находилась в поисках новой национальной идентичности и не исключала своего вхождения в ЕС и даже в НАТО. На территории бывшего СССР, кроме России существовало несколько вполне самостоятельных поставщиков углеводородов (Россия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан), каждый из которых пытался стать главным европейским поставщиком.
 
Однако время игры на противоречиях и неопределённостях кончилось. Главной мыслью мюнхенской речи Путина является не готовность ко второй холодной войне с США, а констатация факта российского контроля над основными источниками добычи и путями поставки необходимых для динамичного развития ЕС энергоресурсов.
Мысль эта подтверждается фактами. «Газпром» ещё при Туркменбаши І, закупивший весь туркменский газ на годы вперёд, установил в 2007 году контроль и над основным массивом узбекского газа, законтрактовав 13 млрд. кубометров. Закупки в Казахстане сравнительно меньше, но и они имеют тенденцию к увеличению. Главное же – Россия надёжно контролирует все пути поставки энергоносителей из Средней Азии на мировой рынок.
 
Сравнительно более автономный от российских «услуг» Азербайджан, не располагает достаточными для серьёзных проектов запасами и сам пытается стать транзитером среднеазиатских нефти и газа. Наконец, Россия контролирует регион политически, поскольку только Москва может гарантировать местным элитам защиту от перманентных «цветных революций», попытки провоцирования которых уже были в Узбекистане и Казахстане.
 
Всё это делает Россию необходимым, жизненно-важным партнёром Европейского Союза, роль которого для европейской экономики, в ближайшие годы будет увеличиваться. В ЕС это прекрасно понимают. Поэтому, упомянутая мюнхенская речь вызвала резкую реакцию СМИ и политиков в США, но лидеры ЕС либо остались демонстративно нейтральными, либо осторожно поддержали Путина.
 
Фактически военная гегемония США в Европе уже не нужна европейцам, которые больше не боятся советских танков, едущих к атлантическому побережью распространять марксизм-ленинизм. Может быть, они не в восторге и от энергетической зависимости от России, но последняя даёт им возможность сохранять конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, поддерживать минимально необходимый уровень экономического роста и, главное, высокий уровень жизни населения «Старой Европы». Кроме того, странам, привыкшим к подчинённому положению в отношении Вашингтона всё равно, кто будет «старшим братом», лишь бы не бил и от хулиганов защищал. По тому же принципу, но с точностью до наоборот, страны СЭВ, ОВД и бывшие республики СССР бросились в ЕС и НАТО, едва освободившись от кремлёвской опеки и передавая новым хозяевам те крохи суверенитета, которые они дополнительно оттяпали у Москвы.
 
Пока что перспективный путинский диктат выглядит значительно более мягким и, определённо, более экономически выгодным, чем диктат США. Именно на основе понимания этой аксиомы осуществляется стремительное сближение франко-германского локомотива в ЕС с путинской Россией. По этой же причине потеряли власть проамериканские консерваторы в Испании и Италии, на очереди Блэр в Великобритании, который должен уйти до конца лета, а скорее всего уйдёт ещё до его начала.
 
Но российский президент понимает, что США не откажутся так просто от роли единственного мирового полюса силы – единственной сверхдержавы. Об этом свидетельствуют и бомбардировки Югославии и вторжение в Ирак и Афганистан и организация цветных революций, насаждающих откровенно проамериканские режимы не просто у российских границ, но в ключевых точках, позволяющих контролировать добычу либо транзит энергоносителей из России и Средней Азии в Европу. Из этого же ряда попытки американцев слепить из вороватых российских «демократов» ельцинского призыва что-то вроде реальной оппозиции путинскому режиму.
 
Путин видит и трезво оценивает геополитические преимущества России, позволяющие ей рассчитывать на победу в глобальном политико-экономическом противостоянии с США. Он расставляет фишки на мировой шахматной доске таким образом, чтобы Россия оказалась главным связующим звеном Евроазиатской экономики, которая, в свою очередь, будет зависима от российских энергоносителей.
 
Не даром, Бжезинский утверждал, что «контролирующий Евразию, контролирует мир». Путин оказался крайне близок к тому, чтобы сделать тот последний ход, после которого, партия может продолжаться ещё очень долго, но конечное поражение США неизбежно. Важнее всех его инвектив в адрес Белого Дома (впрочем, вполне заслуженных последним) является маршрут его поездки после Мюнхена. Путин посетил Саудовскую Аравию и Катар.
 
Учитывая, что до этого российский президент поддержал иранскую идею «газового ОПЕК» - направление знаменательное. Вместе с Ираном Россия контролирует около 50% мировой добычи газа, а втроём с Катаром эти страны контролируют уже почти 60%. Учитывая, что газ активно вытесняет нефть в качестве главного мирового энергоносителя, а также учитывая подконтрольные России запасы Средней Азии, катарско-иранско-российский триумвират может реально продиктовать правила экономической игры всему миру. И как первые постсоветские президенты «назначали» в своих странах миллиардеров, так и владельцы энергоресурсов могут «назначать» эффективные и неэффективные экономики и решать кто будет в XXI веке принадлежать к «золотому миллиарду», а кто побираться. Роль России в этой троице трудно переоценить. Поскольку только она может обеспечить надёжную военную защиту месторождений от «иракского варианта».
 
Наконец, Путин нанёс США и ещё один удар, который может стать ударом на добивание. Он объявил, что с 2008 года российская нефть, а за ней и газ будут торговаться за рубли. Это не только обеспечивает вхождение рубля в узкий круг реально свободно-конвертируемых валют, но и делает его крайне привлекательной мировой резервной валютой. Одновременно это наносит удар по позициям доллара. Учитывая, что американская экономика давно уже живёт в долг и «топливом» для неё служат ничем не обеспеченные зелёные бумажки, последствия этого шага для США будут критическими. Великая депрессия покажется невинной шалостью по сравнению с тем, что случится с американской экономикой, если мир начнёт избавляться от долларовых накоплений. Фактически США в течение кратчайшего промежутка времени могут превратиться в «Верхнюю Вольту с ракетами».
 
Именно последний факт – наличие оружия массового поражения у потенциального экономического лузера, уже почти проигравшего свою партию, и делает современный мир столь опасным. Путин в Мюнхене не просто проявил готовность к возобновлению экономического и идеологического противостояния с Вашингтоном, он поднял военную перчатку, брошенную Чейни в Риге. Американский вице-президент, а за ним и новый министр обороны США недвусмысленно дали понять, что дальнейшая реализация экономической стратегии Путина сделает Россию официальным военно-политическим противником США. Российский президент тем же языком сообщил, что он услышал и понял намёк, но не боится.
 
Для Украины всё это значит, что из страны, интересной партнёрам более своим транзитным потенциалом, она превращается в стратегическую точку на карте, обладание которой, становится для США и России жизненно важной в ближайшей перспективе.
 
Экономическую гонку Вашингтон уже безвозвратно проиграл (причём не только России, но и Китаю). Теперь он может рассчитывать сохранить мировое лидерство и развернуть ситуацию в свою пользу только за счёт военного шантажа. Именно поэтому в российско-американских отношениях вдруг запахло порохом.
 
С точки зрения военно-стратегической, Россия находится в отношении США в значительно худшей позиции, нежели был Советский Союз. Сократился её ядерный потенциал, она более не контролирует европейский ТВД, её обкладывают американскими противоракетными базами и выводят на рубежи передового базирования высокоточное оружие, которое крайне сложно перехватить даже самыми современными средствами ПВО.
Тем не менее, Москва обладает достаточным потенциалом ответно-встречного удара, чтобы сделать бессмысленной любую агрессию. Причём те самые критические пять-семь лет, которые необходимы для полного экономического уничтожения США, этот потенциал продержится. Не только размещение крылатых ракет и ракет ПРО в Польше и Чехии, но даже их перемещение в Прибалтику не дадут США решающего стратегического преимущества. Москве, конечно, придётся намного хуже, но и от Америки всё равно останутся одни воспоминания.
 
Однако продвижение  на южном фланге, практически до Волги, позволит США, за счёт размещения оружия первого удара и объектов ПРО на Украине окончательно дезавуировать оборонный потенциал России. Это значит, что одна из главных задач российского военного планирования заключается в том, чтобы такого продвижения не допустить. Поскольку в данном случае речь будет идти о судьбе страны, политическое решение о превентивной оккупации в случае возникновения угрозы размещения американской военной инфраструктуры на Украине, должно быть обеспечено уже готовыми планами и развёрнутыми военными группировками.
Российский Генштаб уже заявил, что размещение элементов американской ПРО на территориях Чехии и Польши сделает эти страны мишенью российских РВСН. Скорее всего с этой целью реанимируют ракеты средней дальности РСД-10 (по западной терминологии СС-20), одного полка которых – 10 ракет, по три боеголовки на каждой будет вполне достаточно для окончательного решения как польского, так и чешского вопроса. О возможном выходе России из Договора по РСМД Москва уже заявила.
 
К Украине, однако, более непосредственное отношение имеет заявление России о намерении пересмотреть своё отношение к договору о сокращении обычных вооружённых сил и вооружений в Европе, в частности, к его статьям о фланговых ограничениях. Выход из этого договора позволит России создать во фланговых районах, в частности на границе с Украиной, группировки достаточные для решения задачи нейтрализации возможной недружественности украинского государства.
 
В создавшейся ситуации ни модель многовекторности, ни расплывчатая «консенсусность» «стратегий», позволяющей стране интегрироваться куда глаза глядят, уже не соответствует интересам национальной безопасности Украины. Ещё меньше им соответствуют безответственные заявления безграмотных политиков о приоритетности вступления в НАТО, о приветствовании планов США по размещению в Восточной Европе элементов системы ПРО, о готовности Украины предоставить для этой цели  свою территорию и т.д.
 
Украинский политикум, разбирающийся в международных отношениях, как свинья в апельсинах и твёрдо верящий, что последняя война закончилась в 1945 году и опомниться не успеет, как в российском Генеральном штабе могут решить, что Украина заигралась, а политическое руководство согласится с генералами, что пора уж надавать по шаловливым ручкам, повадившимся в последние годы дёргать тигра за усы.
 
Батька Махно тоже думал, что можно бесконечно дружить с красными против белых, с белыми против красных и с самим собой против всех. Однако история гуляйпольской государственности оказалась короткой, а доля самого Махно – трагичной.
 
Павел Белослудцев

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт