%26 %398 %2024 Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  Написать письмо
 Поиск  
100 СТРОК

ВЛАСТЬ
далее
ЗОНА IT
АРХИВ
Перейти:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
РАССЫЛКА
Подписаться
Отписаться
РЕКЛАМА
 
 
АКТУАЛЬНО

Жили они долго и счастливо Все статьи Версия для печати На главную
24.09.2008 14:27

Начиная с 15 сентября мировые фондовые рынки сотрясают очередные «негаразди». Началось все с банкротства инвестабанка Lehman Brothers, продолжилось предоставлением «пожарного» кредита крупнейшей страховой компании AIG на сумму 85 миллиардов долларов, под залог 79,9% ее акций. А закончилось тем, что ФРС удовлетворила заявки Goldman Sachs и Morgan Stanley на изменение их статуса – эти инвестиционные банки станут банковскими холдингами и смогут заниматься розничным банкингом. Резко падали основные американские индексы – на рекордные за последние 12 лет значения. В конце минувшей недели падение на фондовом рынке США сменилось заметным ростом котировок. Не менее интересно развивалось ситуация и на фондовом рынке России, движение цен напоминало настоящие русские горки – от падения индекса ММВБ на 17,5% за одну торговую сессию до роста на 22,3% в день. То же самое происходило в Великобритании, континентальной Европе и Азии.

Американский фондовый рынок, несмотря на то, что являлся инициатором кризиса по всему миру, до недавних пор представлял собой наиболее устойчивую структуру. Однако события последних дней грозят разрушить и эту устойчивость. Финансовые институты США переживают коллапс. В минувший уик-энд американский банк Lehman Brothers Holdings Inc. объявил о банкротстве. Крупнейший розничный банк США Bank of America Corp. объявил о покупке третьего по величине в стране инвестбанка Merrill Lynch & Co. За 50 миллиардов долларов. О консолидации задумываются Morgan Stanley и Goldman Sachs Group.

ФРС США в конце минувшей недели в очередной раз объявила о дополнительных мерах по поддержанию рынка ликвидности. Федрезерв расширит класс активов, под залог которых первичные дилеры занимают у него денежные средства. Кроме того, будет увеличен объем средств, размещаемых на еженедельных аукционах в рамках программы срочного кредитования. Крупнейшие мировые банки ведут переговоры о создании фонда объемом до 70 млрд. долл. для кредитования финансовых компаний, столкнувшихся с кризисом ликвидности. Бывший глава ФРС США А. Гринспен определил текущий кризис как «случающийся раз в столетие». В интервью CNN он сказал, что ситуация находится в процессе «выхода за рамки всего, что мне доводилось видеть, пока не урегулирована и продлится еще некоторое время». По прогнозам Гринспена, нормализация ситуации наступит после стабилизации цен на жилье, но это случится не ранее 2009 года. А Минфин США представил на рассмотрение Конгресса план, согласно которому на выкуп «плохих» долгов будет выделено около 700 миллиардов долларов.

Аналогичные по сути (но меньшие с точки зрения сумм) действия предпринимали и другие центробанки: ЦБ Японии «влил» для поддержки фондового рынка более 20 миллиардов долларов, Европейский Центробанк «подкинул» более 40 миллиардов долларов, ЦБ РФ предоставил межбанковские кредиты, в основном ушедшие на фондовый рынок, на сумму в более чем 55 миллиардов долларов в течение нескольких дней минувшей недели, и обещает на этом не останавливаться. В результате, фондовые рынки «рванули» вверх с невиданной ранее резвостью. Правда, рост длился недолго, и мало кого из специалистов предпринимаемые центробанками меры порадовали. Мы склонны разделить их пессимизм.

Операция по спасению, например, российской банковской системы и фондового рынка России, предпринятая на прошлой неделе Минфином и ЦБ, не просто обойдется российским гражданам в миллиарды долларов. Она создает исключительно плохой прецедент на будущее. Нет, это не означает, что эти меры однозначно не нужно было проводить, - возможные потери в случае банковской паники могли бы оказаться весьма значительными. Тем не менее, очень важно, чтобы спасательные операции не нарушали одного из базовых принципов капиталистического развития - за проигрыш в случае неудачи должны платить именно те, кто выиграл бы, если бы рискованная ставка - в данном случае на быстрый рост фондового рынка - оправдалась. Впрочем, все это можно сказать и о ситуации на американском фондовом рынке.

Идея помощи банковской системе с помощью масштабного вбрасывания денег не нова. Знаменитый английский публицист, основатель журнала The Economist Уолтер Баджот писал 130 лет назад: «Надо без всяких ограничений предоставлять деньги банкам, испытывающим проблемы с ликвидностью, но в остальных отношениях здоровым». В 19 веке и в первой половине 20 века операции спасения проводились частными банками, которые «скидывались», чтобы поддержать систему в целом, а начиная с 1930-х годов основным источником предоставляемой ликвидности стало государство. Это значительно усложнило политические проблемы, связанные с подобными операциями, как это всегда бывает, когда деньги граждан используются для поддержки влиятельного меньшинства - банкиров и финансистов.

Происходящее в эти дни в США - еще один пример массированного спасения тех, кто заигрался на рискованном рынке. План сохранения стабильности финансовой системы, экстренно предложенный администрацией Буша (в лице министра финансов Г.Полсона), подразумевает наделение министерства финансов чрезвычайными полномочиями по выкупу плохих ценных бумаг у банков и предоставление на эти цели 700 миллиардов долларов. Идея состоит в том, чтобы позволить банкам очистить балансы, избавившись от плохих активов, не опасаясь панического бегства вкладчиков и инвесторов самого банка. Однако то, насколько «плохим» является актив, зависит от цены, которую собирается платить за него министерство финансов США. Но если рынок не оценивает этот актив высоко, то почему его должно высоко оценивать государство? Особое изумление вызывает тот факт, что «плохие» долги собираются выкупать по номиналу!

Неудивительно, что предложение Г.Полсона уже вызвало негативную реакцию значительной части конгрессменов - огромные даже по американским меркам деньги граждан будут потрачены по усмотрению чиновников. Часть критиков предлагает поступить по аналогии с ситуацией вокруг банкротства сберегательных ассоциаций в конце 1980-х - тогда правительство США получало акции тех банков, которые спасало.
Хотя происходящее в России очень напоминает американскую ситуацию, информации о действиях и планах российских государственных органов гораздо меньше. Общественное обсуждение этих действий и планов сведено к минимуму - и это при том, что речь идет о расходовании огромного объема средств граждан: с учетом предоставляемых гарантий уже обещанная сумма может достичь100 миллиардов долларов. В отношении инвестбанков позиция правительства РФ кажется более правильной, нежели у Минфина США: никто не собирается напрямую спасать их акционеров. Но это по-прежнему оставляет возможность того, что государственные деньги будут использованы для покрытия долгов банкротов.

От Центрального банка, отвечающего за банковский надзор в любой стране, требуется более избирательное отношение к тем, кому он помогает пережить кризис, - иными словами, максимальное внимание к балансам банков. Например, «Связь-банк», у которого заложен в ЦБ России значительный объем ценных бумаг, ведет переговоры с ВТБ о поглощении. Правильно, что ЦБ РФ не предоставляет кредита «Связь-банку», - это позволило бы ему продлить жизнь, продолжая, по существу, делать ставки на рискованном фондовом рынке на то, что находящиеся в залоге акции подорожают. Но, все равно - из запланированных 760 миллиардов рублей 500 миллиардов планируется потратить на прямую поддержку выкупа Сбербанком, ВТБ и эмитентами «народных IPO» в банковской сфере собственных акций с рынка. Половина этой суммы будет отражена в бюджетах 2008-2009 годов, а остальные 250 миллиардов могут быть направлены на поддержание рынка в зависимости от ситуации в мировой и российской экономике.

Экономическое развитие невозможно без частной инициативы и свободных рынков. У участников рынка есть стимулы разрушать конкурентную среду, коррумпируя, например, регулирующие органы с тем, чтобы весь выигрыш от рискованной стратегии доставался им, а за проигрыш расплачивались все граждане вместе. В этом случае граждане до какого-то момента пассивно терпят, а потом вводят такое государственное регулирование, что никакой свободы не остается. Способы усиления государственного вмешательства могут быть разными - где-то это просто победа дирижистов на выборах, а где-то военный переворот или кровавая революция. Поэтому, лучше с самого начала регулировать рынки. В нашем конкретном случае - не дать пережить кризис тем, кто этого не заслуживает.

Сейчас российские госбанки одалживают деньги только на один день под 22% годовых под залог «голубых фишек» в объеме 50-75% от их стоимости в зависимости от качества бумаг. Но ведь это не может длиться бесконечно. Как и в США - поддержка на 700 миллиардов долларов тех, кто, извините, элементарно проигрался, вряд ли закончится чем-то хорошим. Правда, россияне успешно соревнуются с американцами в креативном подходе к разрешению кризиса: если в США Бернанке хочет выкупить «плохие» долги по номиналу, то в России попросту запретили маржинальную торговлю и открытие «коротких» позиций. В принципе, можно было поступить и более откровенно – ввести нормативный запрет на снижение фондовых индексов.

В целом, предпосылки дальнейшего нехорошего варианта развития событий уже видны – американский фондовый рынок продолжил свое падение, даже, несмотря на то, что В.А.Ющенко собственной персоной посетил Нью-Йоркскую фондовую биржу, а российский сначала застыл в тревожном «боковике», а вчера продолжил свое падение. Процессы развиваются довольно быстро и есть опасение, что как в США, так и в России все закончится согласно модифицированному сценарию сказки: «Жили они не долго, но счастливо. И умерли в один день – он утром, она вечером. Оба – от счастья».

 

Станислав Королюк


 

НОВОСТИ
Oligarh.News




FACE-CONTROL
СПЕЦПРОЕКТ
ГОЛОСОВАНИЕ
В ближайшее время отношения с Россией:
Ухудшатся;
Улучшатся;
Не изменятся.
ПАРТНЕРЫ

СТАТИСТИКА
 
Новости Слухи Досье 100 строк Cемьи Цитаты Форум Экспорт