Депутат от "Союза за народное движение" Эрве Маритон встретился в Москве с матерью заключенного олигарха
Судьба бывшего российского нефтяного магната Михаила Ходорковского, уже почти пять лет томящегося в тюрьме, вновь стала темой дипломатии после вступления в должность Дмитрия Медведева. В понедельник поддержка, пусть скромная, семье Ходорковского пришла из Франции. На прошлой неделе Ангела Меркель подняла этот щекотливый вопрос в беседе с российским президентом в Берлине. "Вопросы исполнения наказаний и помилования не должны быть предметом межгосударственных переговоров", – заявил тогда новый хозяин Кремля. Это вопрос "суверенитета".
Хотя французская дипломатия всегда сохраняла сдержанность относительно дела ЮКОСа, чтобы напрасно не раздражать Кремль, депутат от "Союза за народное движение" в понедельник встретился в Москве с Мариной Ходорковской, матерью бывшего богатейшего человека России, ставшего сибирским каторжником. Эрве Маритон, считающийся вильпенистом, предпринял эту инициативу в индивидуальном порядке, хотя он является руководителем общества российско-французской дружбы. Он позаботился о том, чтобы проинформировать посольство Франции.
Бывший владелец ЮКОСа (ликвидированного в прошлом году, из чего извлекла пользу принадлежащая государству "Роснефть") был в 2005 году приговорен к восьми годам тюремного заключения за уклонение от налогов, теперь ему грозит второй процесс – по обвинениям в присвоении чужого имущества и легализации средств, нажитых преступным путем.
Политическое измерение
Amnesty International считает Ходорковского "политзаключенным". Эрве Маритон, утверждающий, что не знает подробностей дела, осторожно полагает, что "условия процесса и содержания (с многочисленными нарушениями закона) имеют политическое измерение". Раз новый российский президент сделал укрепление правового государства своим коньком, Эрве Маритон, как и Марина Ходорковская, хотят "поймать его на слове".
"Если положение вашего сына, ставшего символом, улучшится, это будет означать, что ситуация улучшилась во всей России", – заявил депутат от департамента Дром Марине Ходорковской, крайне взволнованной, но сохраняющей достоинство. Во время последней поездки в Читу, после шестичасового, тяжелого для 74-летней женщины полета, ей было разрешено побыть с сыном всего три часа. Ее муж Борис уехал в Читу в мае, она собирается туда в конце июня. Хотя Миша проявляет железную волю и изо всех сил борется вместе с адвокатами, у него проблемы со здоровьем, беспокоится его мать.
Марина не обращалась к президенту Медведеву с просьбой о помиловании или амнистии. "Если Миша скажет, я это сделаю". А пока один из адвокатов "МБХ" Юрий Шмидт утверждает, что ни разу не говорил о помиловании или амнистии со своим клиентом. Поседевший юрист, от корки до корки изучивший конституцию и Уголовный кодекс, утверждает, что помилование возможно и без признания или акта раскаяния.
|